Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О происхождении казахских родов сарыуйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапырашты, ошакты, сиргелы

28956
О происхождении казахских родов сарыуйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапырашты, ошакты, сиргелы   - e-history.kz

Казахский этнос структурно состоит из трех жузов. В состав Младшего жуза входят три больших объединения: алимулы, байулы и жетиру. В состав Среднего жуза входят такие рода, как аргын, кипшак, керей, найман, уак, конырат. В состав Старшего жуза входят сары-уйсуни, дулаты, албаны, суаны, ысты, шапрашты, ошакты, шанышкылы, сргелы, канлы, жалаиры.

Согласно данным шежире (устные генеалогические предания казахов), рода Старшего жуза происходят от Майкы бия, которого отождествляют с известным по письменным источникам Байку, военачальником Джучи и Бату. Большинство историков скептически относятся к шежире. Данные популяционной генетики позволяют разделить мифологические и реально существовавшие части шежире. Проверке данных шежире Старшего жуза посвящена данная статья.

В казахстанской исторической науке утвердился ряд положений, которые принимаются и разделяются большинством исследователей. Так, согласно некоторым таким положениям, казахские рода, принадлежащие к одной группе (например, байулы и алимулы) имели разное происхождение. На основе ДНК-данных [2] уже было установлено, что подроды, входящие в байулы и алимулы, имеют одного мужского предка, жившего относительно недавно. Основываясь на том, что эти два рода известны как алшины, была высказана идея, что байулы и алимулы — это две ветви алшинов, которые также известны как алчи-татары у Рашид ад-Дина. Однако ряд положений, в частности вопрос о происхождении некоторых родов Старшего жуза, остается неисследованным. 

Ниже мы предлагаем свое видение происхождения следующих родов: сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапырашты, ошакты.

Часть исследователей полагает, что сары-уйсуни произошли от племени усунь, но с данной точкой зрения не соглашаются ученые Н. Э. Масанов [6, 120] и Б. Б. Ирмуханов [4, 120]. Как мы знаем, в средневековье племена Старшего жуза собирательно назывались уйсун [6, 96]. Согласно устоявшейся точке зрения, казахский род дулат происходит от могулистанского рода дуглат [11, 85]. Эту точку зрения поддержал и  Н. Э. Масанов [6, 104]. Происхождение других казахских родов Старшего жуза, упомянутых в заголовке, неизвестно. Первым источником о родоплеменном составе Старшего жуза были работы М. Тевкелева (1748 год). По его данным в состав Старшего жуза входили следующие рода (орфография М. Тевкелева):

1. Ботбой оуйсюн (ботбай, подрод дулатов);
2. Черм оуйсюн (шымыр, подрод дулатов);
3. Джанес оуйсюн (жаныс, подрод дулатов);
4. Сикам оуйсюн (сийкым, подрод дулатов);
5. Адбансуван оуйсюн (албан и суан);
6. Сары оуйсюн (сары уйсун);
7. Слы оуйсюн (возможно ысты или сыргелы);
8. Чанечклы оуйсюн (шанышкылы);
9. Канлы оуйсюн (канлы);
10. Чалаер (джалаир) [6, 99].

Согласно «Описанию родов Большой Орды» (1825 г.): «киргизы (казахи) Большой Орды все вообще именуются юсунцами. Они делятся на пять родов, которые называются следующими именами: 1. Дулат, 2. Албан, 3. Джалаир, 4. Чашрашты, 5. Суан» [6, 100].

Таким образом, отметим, что большинство исследователей называет Старший жуз уйсун, что напоминает историю названия для Младшего жуза — алшин. Подтвержденные данные шежире о единстве происхождения алшинов (байулы и алимулы) говорят, что шежире является источником, достойным доверия. Обратившись к шежире и легендам о происхождении родов Старшего жуза, мы можем обнаружить следующие версии:

1. Ч. Ч. Валиханов: У Тобея был сын Уйсун, у которого было 4 сына: Коелдер, Мекрен, Майки, Когам.
От Коелдера происходит Катаган, от Мекрена — Джалаир, от Когама — Канлы, от Майки — Абак. От Абака происходят: Ысты, Байдибек, Шапрашты, Ошакты. Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун и Джаршак, от которого происходили Дулат, Албан и Суван [6, 100].

2. Г. Н. Потанин: у Уйсуна было два сына — Абак и Тарак. От Тарака происходили жалаиры, от Абака — Дулат, Албан, Суан (по другим сведениям добавляли Сары Уйсуна), от Токал (второй жены) — Шапырашты, Ошакты, Ысты, Сыргелы, а Канлы и Шанышкылы являются пришельцами (кирме) [6, 101]. (Прим. Большая Орда — другое название Старшего жуза).

3. Согласно шежире научно-исследовательского центра Алаш, сыновьями Тобея были: Майкы, Когам, Койылдар, Мекрейл. Сыновьями Майкы были: Бактияр, Канлы, Кырыкжуз, Мынжуз. Сыновьями Бактиярабыли Уйсун и Сргелы, сыновья Уйсуна — Аксакал (Абак), Жансакал (Тарак). Сыном Тарака был Жалайыр, сыном Аксакала был Караша-би. Сыновьями Караша-бия были Байдибек и Байдолла. Сыном Байдуллы был Шакшам. Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун, Жал-мамбет, Жарыкшак. Сыновьями Жалмамбета были Шапырашты, Ысты, Ошакты, сыновьями Жарыкшака — Албан, Суан, Дулат [5, 272].

4. Согласно шежире З. Садибекова: у Майкы был сын Бахтияр, у него было два сына — Ойсыл и Уйсил. У Ойсыла было три сына: Жалмамбет (отец Ошакты), Жарымбет (отец Шапырашты), Жарас (отец Ысты). У Уйсила сын Абак (Аксакал), у которого сын Карашби. У него сыновья Байдибек и Байдуыл. У Байдуыла — сын Шакшам, у Байдибека — сын Сары Уйсун (от Байбише — старшей жены) и Жарыкшак (от Домалак ана). У Жарыкшака — сыновья Албан, Суан, Дулат [10, 40–41].

Здесь стоит упомянуть, что в шежире есть два уровня:

1. Мифический уровень, который связывает все рода и возводит их к единому мифическому первопредку.

2. Реальный уровень, который отражает реальное родство определенных родов. Это утверждение можно проиллюстрировать на примере происхождения всех казахов от одного предка: безусловно, это мифический уровень. На уровне алшин -Младшего жуза — стоит отметить, что, по шежире весь Младший жуз восходит к одному первопредку. Ранее было доказано, что две части Младшего жуза (байулы и алимулы) имеют реальное родство по мужской линии, в то время как жетиру, скорее всего, на основе исторических данных является союзом семи мелких родов Среднего жуза, присоединенных к Младшему жузу и не имеющего единого происхождения. 

8fc112271f7adce345a5b84fa6bcc513.gif

В случае со Старшим жузом, вполне возможно, мы имеем схожие механизмы. В данном случае данные популяционной генетики позволяют проверить реальность или мифологичность шежире путем тестирования представителей разных подродов, восходящих, по данным шежире, к одному первопредку. Здесь нужно учесть, что есть вероятность совпадения, когда два разных рода могут иметь один или близкий модальный га-плотип, но в случае реального генетического родства большого количества родов, имеющих по шежире единого предка, гипотеза о том, что шежире достоверно, обретает дополнительные аргументы. 

Также стоит отметить, что кроме репрезентативной выборки требуются и большее количество маркеров, чтобы попытаться по STR-маркерам выделить определенные кластеры внутри определенных родов. Приведя выше исторические и генеалогические данные, ниже мы приведем данные по распределению гаплогрупп среди представителей родов Старшего жуза. Ранее мы считали, что гаплогруппа С3-starcluster не является гаплогруппой монголов-нирун [7, 8, 32]. Сейчас же мы склоняемся к точке зрения, что гаплогруппа С3-starcluster отражает генетический вклад мон-голов-нирун, потомков Бодончара (предка мангытов, бесутов, барынов, барласов, сиджиутов, дуглатов, киятов и т. д.) и его братьев (предков катаган и сальджиутов) в этногенез народов Евразии.

Для начала уточним позицию по тем родам, которые, по нашему мнению, не имеют единого происхождения с другими родами Старшего жуза. Канлы и жалаир были известны и до Майкы бия, так что, скорее всего, их родство в рамках единого шежире имеет мифологический характер. Тем более с учетом того, что к жалаирам в середине 18 века присоединились каракалпакские жалаиры, которые, по нашему предположению, образовали группу сырманак внутри казахских жалаиров, в то время как изначально казахские жалаиры образовали группы шуманак. Племя канлы восходит к домонгольскому племени канглы, таким образом, оно не может происходить от Майкы бия. 

Вопрос с шанышкылы является очень запутанным. На основе сведений Г. Н. Потанина мы считаем, что они являлись кирме (присоединившимися к Старшему жузу). По данным Ч. Валиханова и М. Тынышпаева шанышкылы являются остатками большого рода катаган, который ранее преобладал среди казахов, но со второй четверти 17 века был разбит и рассеян Есим-ханом [6, 132]. Как известно, племена катаган и сальджиут происходят от братьев Бодончара. Бодончар же являлся предком для большинства монгольских родов, таких как барын, барлас, мангыт, дуглат, дурбан, сиджиут, бесут, кият и т. д. Вполне возможно, что старкластер был связан не столько с Чингизханом, сколько с монголами-нирун («собственно монголами»), потомками трех братьев, сыновей Алангоа. Если учесть, что первые два племени (катаган и сальджиут) отделились от других монгольских родов раньше, то вполне реально можно предположить, что у них есть свои STR-маркеры, которые отличают их от других родов.

На основе предыдущих публикаций [2] и данных открытого Казахстанского ДНК-проекта [12] среди оставшихся родов Старшего жуза можно отметить следующие гапло-группы (запись тестированного по следующим показателям: кит в ФТДНА, род, племя, клан):

1. 120951 — Дулат-Жаныс-Капал — С3-starcluster (67 маркеров);
2. 211722 — Дулат-Жаныс-Жанту-Отемис — С3-starcluster (37 маркеров);
3. 168413 — Дулат-Жаныс — J2;
4. 166910 — Дулат-Сийкым-Аккойлы — С3-starcluster (12 маркеров);
5. 172372 — Дулат-Сыйкым-Тогатай-Бескаска — С3-starcluster (37 маркеров);
6. 168411 — Дулат-Шымыр-Шинкожа-Шокай — С3d;
7. 202352 — Шапырашты-Екей-Тегенбай — С3-starcluster (12 маркеров);
8. № 9 [3] — Ошакты-Тасжурек-Токтау — С3-starcluster (17 маркеров);
9. 171594 — Ысты-Тилик-Таша-Бугал — N1c1;
10. 84784 — Ысты-Ойык-Жалмамбет-Жолым — С3 (кластер не идентифицирован) (12 маркеров);
11. 185569 — Албан-Котан — С3-starcluster (12 маркеров);
12. 182516 — Албан — С3-starcluster (12 маркеров);
13. 173016 — Албан-Айт-Балта-Суйндык — R1a1;
14. 185654 — Албан-Кызылборик-Жолболды — R1a1;
15. 207435 — Шанышкылы-Балык-Сурым — С3-starcluster (37 маркеров);
16. 181171 — Шанышкылы-Санырау-Каратукым — С3-starcluster (12 маркеров);
17. 182498 — Шанышкылы-Корпык-Араншы — С3-starcluster (12 маркеров).

К сожалению, представители родов суан, сргелы, сары-уйсун не тестировались, но, исходя из принципа того, что их шежире отражало реальное родство, мы можем предположить, что представители данных родов будут относиться к гаплогруппе С3-starcluster.

Кроме этого, стоит отметить и публикации популяционных генетиков, в которых исследовались представители тех районов, где проживали рода Старшего жуза. Взятые в 1999 году в селении Актасты Райымбекского района Алматинской области пробы показывают, что большинство (37–40 из 49) протестированных, скорее всего (на основе характерных значений STR-маркеров), относятся к гаплогруппе С3-starcluster [8, 28]. 

С учетом того, что большинство проживающих там — это представители рода албан, то можно предположить, что С3-starcluster среди них преобладает. В Таразе из образцов, собранных у 181 человека, Томасом Ротамелем, немногим менее половины принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster. Также на севере Джамбульской области были взяты пробы исследователей во главе с Е. Жолдыбалиной [13]. По результатам можно заметить, что до 40% образцов принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster. Вполне возможно, что это образцы, собранные у части дулатов (ботбай), ысты и ошакты Тараза и Джамбульской области.

Среди представителей вышеуказанных родов (211722, 172372, 120951) стоит отметить значение DYS 447, равное 25, в то время как у остальных обладателей старкластера данный маркер имеет значение 26 (у шанышкылы — 207435 DYS 447=26). Хотя все три гаплотипа относятся к представителям племени дулат (2 жаныса и 1 сийкым), можно предположить, что данное значение маркера характерно не только для дулатов, но и для всех казахских родов Старшего жуза, происходящего от Байдибека.

Стоит также отметить, что, по некоторым преданиям, абак-кереи происходят от Абак батыра из племени уйсун Старшего жуза [9]. С учетом того, что они различаются на 17 маркерах от ашамайлы-кереев и принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster [1], вопрос о том, к какому субкладу гаплогруппы С3-starcluster они относятся, требует дальнейшего исследования.

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что почти все роды Старшего жуза (исключая шанышкылы, жалаир и канлы), имеющие согласно шежире происхождение от Байдибека и имеющие гаплогруппу С3-starcluster, родственны и могут быть отнесены к уйсунской подгруппе внутри гаплогруппы С3-starcluster. Дело будущего — поиск характерных значений STR-маркеров, отличающих их от других гаплотипов, относящихся к гаплогруппе С3-starcluster (вполне возможно, что это DYS 447=25). Здесь стоит отметить одно противоречие: согласно большинству данных исследователей, дулаты имеют другое происхождение, не от Байдибека, а из Моголистана. 

Таким образом, стоит также проверить, кому ближе гаплотипы дулатов: представителям родов шапырашты, ошакты, ысты, сргелы, сары-уйсун, албан и суан или же другим представителям гаплогруппы С3-starcluster. Во втором случае можно будет утверждать, что дулаты — это потомки могулистанских доглатов. В первом случае Дулат окажется именем предка рода, тезкой могулистанским дуглатам.

Можно предположить, что среди казахов три группы казахских родов относятся к гаплогруппе С3-starcluster:

1. Связанные с племен уйсун и потомками Байдибека среди казахов: рода дулат, албан, суан, шапырашты, ошакты, ысты, сргелы, сары-уйсун — от Старшего жуза и абак-кереи от Среднего жуза. Скорее всего, их отличием от других кластеров данного субклада будет значение DYS 447, равное 25.
2. Связанные с родом шанышкылы, гипотетическими потомками катаганов.
3. Связанные с родом ашамайлы-керей (от Среднего жуза?).

Безусловно, выдвинутые соображения еще нуждаются в верификации путем ДНК-тестирования представителей данных родов с учетом их шежире. Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, резюмируем, что мифологическими в шежире Старшего жуза являются генеалогические связи жалаиров и канлы с Майкы бием (эти рода были известны до него).

По нашему предположению, подкрепленному данными популяционной генетики, рода дулат (целесообразно сопоставить их гаплотипы с прочими), албан, шапрашты, ошакты являются потомками рода уйсун и имеют общего предка по мужской линии (предположительно это Байдибек, потомок Майкыибия). К ним же на основе шежире можно отнести рода сары-уйсун, суан, сргелы. Для подтверждения этого необходимо дождаться результатов тестирования.

Вопрос связи шанышкылы, ысты, несмотря на принадлежность некоторых их гаплотипов С3-starcluster, с остальными родами Старшего жуза требует дальнейшего рассмотрения.

Хотелось бы выразить признательность Д. Адамову и А. Кирееву за просмотр черновой версии работы и замечания, высказанные автору.


Ж. М. Сабитов

Список источников

1. Abilev, Serikbai; Malyarchuk, Boris; Derenko, Miroslava; Wozniak, Marcin; Grzybowski, Tomasz; and Zakharov, Ilya (2012) «The Y-chromosome C3* star-clusterattri-buted to Genghis Khan’s descendants is present at high frequency in the Kerey clan from Kazakhstan," Human Biology: Vol. 84: Iss. 1, Article 12.
2. Turuspekov Y., Sabitov Zh., Daulet B., Sadykov M., Khali-dullin O. «The Kazakhstan DNA project hits first hundred Y-profiles for ethnic Kazakhs»// Russian Journal of Ge-netic Genealogy. 2011. 3. № 1. P. 69–84.
3. Джансугурова Л.Б., Бекманов Б.О., Красоткин Е.В., Булентаева З.А., Мусралина Л.З., Курманов Б.К. «Ге-нетические исследования костных останков из некро-поля „Хан молласы“»//Арало-Каспийский регион в ис-тории и культуре Евразии: Материалы II Междуна-родной научной конференции, посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан. — Алматы-Актобе, C. 357–361.
4. Ирмуханов Б.Б. «Усунь и Этногенез казахского наро-да». Алматы. 2006. 124 с.
5. Казак ру-тайпаларынын тарихы: Дулат. XI том. 2 кни-га. Алматы. 2008. 576 с.
6. Масано в. Н. Э. «Кочевая Цивилизация Казахов: основы жизнедеятельности номадного общества». Алматы. 2011. 740 с.
7. Сабитов Ж.М. В поисках Чингиз-хана//Вестник Россий-ской Академии ДНК-генеалогии. 2009. Том 2 № 4 стр. 593–638.
8. Сабитов Ж. М. Гаплогруппа С3 у казахов// Russian Jour-nal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 1. № 2. 2009. С.27–39.
9. Сабитов Ж.М. О происхождении кереев с точки зрения популяционной генетики // Russian Journal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 3. № 3 (2011) /Том 4. № 1 (2012). С.91–93.
10. Садибеков З. Қазақ Шежіресі. Ташкент. 1994. 144 с. 11. Юдин В.П. «Центральная Азия в XIV–XVIII веках гла-зами востоковеда». Алматы. 2001. 384 с.
12. Открытый Казахстанский ДНК-проект. ttp://www.familytreedna.com/public/alash/default.aspx?section=yresults
13. http://www.yhrd.org/YA003729 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?