Независимость Казахстана – особая страница в истории государства и нации, славной летописи казахского народа. Независимость предоставила нам колоссальные, прежде невиданные возможности, сегодня казахстанцы являются хозяевами своей судьбы. В обществе повысился интерес к собственной истории, являющейся одним из важнейших факторов развития национальной идентичности и духовности. Ведь осмысление ценности и смысла нашего суверенного развития должно опираться на глубокое знание истории своей Родины, которая только на протяжении одного только ХХ века испытала такие потрясения, которые чуть было не поставили вопрос о самом существовании народа.
Обретение государственного суверенитета - это итог борьбы, устремлений и чаяний предшествующих поколений. Нельзя перечеркнуть многовековую историю Казахского ханства. У казахов были великие правители-ханы, батыры-борцы за свободу.
В условиях Независимости мы возрождаем национальную историю, воздаем дань благодарной и немеркнущей памяти яркой когорте казахской интеллигенции, мечтавшей о свободе и развитии Родины, отдавшей свои жизни для блага народа, возвращаем из забвения их имена.
История борьбы за независимость вбирает в себя как героические страницы прошлого, так и трагические, связанные с массовыми политическими репрессиями, голодом и коллективизацией. Советская власть подвергла репрессиям цвет казахской интеллигенции: это блестящая плеяда деятелей Алаш Орды – Алихан Бокейханов, Алимхан Ермеков, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышпаев, Халел Досмухамедов; видные государственные деятели - Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин, Смагул Садвокасов, Жанайдар Садвокасов, Нигмет Нурмаков, Жалау Мынбаев и др. Вынужден был эмигрировать лидер туркестанского национального движения Мустафа Шокай. Все они были выходцами разных социальных слоев, представителями различных вариантов общественно-политического выбора в эпоху революционных бурь, но все они видели свое предназначение – в служении коренным интересам родного народа.
Только с обретением Независимости стало возможным изучение «белых пятен» истории, судеб лидеров алашского движения и национальных деятелей. Совсем недавно найдены могилы Алихана Букейханова, Турара Рыскулова, Назира Торекулова, Султанбека Хожанова, Нигмета Нурмакова, на которых теперь установили памятные надгробные плиты, возвращен на родину прах Смагула Садвокасова.
Жизнь их всех была борьбой, истинным служением народу и самопожертвованием.
…Вынужденные в сложившихся обстоятельствах победы советской власти признать ее, и приняв предложение большевиков о работе в государственном аппарате, бывшие деятели «Алаш Орды» стремились придать советской власти национальное содержание, приблизить к интересам коренного населения, приобщить народ к прогрессу. Национальные деятели наиболее чутко и чувствительно воспринимали коллизии и проблемы, всплывавшие по мере роста масштабов и темпов социалистических преобразований.
Оценивая прошлую советскую историю, нужно обязательно учитывать очевидные и бесспорные успехи модернизации народов СССР, а также все противоречия советской эпохи с ее неоспоримыми завоеваниями и достижениями, победами и трагедиями, бесчеловечным попранием индивидуальных и коллективных прав. Борьба за социальное единство общества и утверждение новой идеологии сопровождалась подавлением национального самосознания и нивелированием самобытности национальной культуры. Партия жестко контролировала все стороны жизни и деятельности национальной интеллигенции. Советской властью осуществлялась масштабная политика искоренения традиционной культуры и духовного наследия казахского народа, глубокой переделки его сознания, навязывания идеологических моделей системы. Казахские интеллектуалы оказывали сопротивление такой линии и многое сделали в изучении и пропаганде национальной истории, культуры и традиций народа. В 1920 году Алихан Букейханов призывал молодежь, подверженную идеям «Алаш» и не замеченную прежде в открытых выступлениях против советской власти, вступать в партию большевиков, войти в доверие новой власти и посредством этого служить национальным интересам [1].
Всякие попытки использования естественного права ранее угнетенных народов на защиту национальных интересов воспринимались тоталитарным режимом как проявления буржуазного или местного национализма. Тоталитарный режим беспощадно подавлял несанкционированные проявления инициативы и местный национализм. Острая полемика и столкновение взглядов между большевистским Центром и казахскими национальными лидерами происходили по всему спектру политических, социально-экономических и культурных аспектов национальной политики советского государства. Национальным лидерам приходилось постоянно давать отпор на нападки Центра. В декабре 1921 года, находясь у руководства исполнительной власти вновь образованной Казахской АССР, 21-летний СмагулСадвокасов в своем докладе проникновенно говорил: «Что касается так называемого национализма в среде коммунистической партии в Киргизии, то я должен сказать, что это выдумка тех колонизаторов. Никаких националистов из киргиз-коммунистов нет. Мы, болеющие душой за всякие ненормальности среди киргиз, не можем смотреть равнодушно, когда бессознательные и зловредные люди глумятся над этими киргизами. В конце концов, мы сделались коммунистами не из-за какой-нибудь карьеры, и не для того, чтобы равнодушно наблюдать, как погибнет этот киргизский народ.…Никакая партия, а тем более, коммунистическая, не заставит своих членов, чтобы они ненавидели свою нацию. Ни в какой марксистской литературе не сказано, что через трупы угнетенных наций рабочий класс цивилизованных народов достигнет царства коммунизма»[2].
Бывшие деятели Алаш и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Они приняли также активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения казахских земель.А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, а позже С. Ходжанов, Т. Рыскулов, С. Мендешев, С. Сейфуллин, С. Асфендияров, С. Садвокасов и Н. Нурмаков прилагали все усилия для обеспечения целостности казахской территории.
Представители казахской интеллигенции предостерегали Центр о недопустимости форсирования темпов социалистических преобразований в ауле. Осуществленные в годы коллективизации насильственное оседание скотоводов-кочевников и полукочевников, конфискация хозяйств имели для казахов трагические последствия. Будучи в Москве заместителем Председателя СНК РСФСР Турар Рыскулов дважды обращался с письмом к И.В. Сталину: в 1932 и 1933 годах, подробно описывая сложившуюся ситуацию в результате перегибов в ходе коллективизации, которой нет в таких масштабах в других регионах СССР: об откочевках, о голоде и вымирании казахского населения. Он ходатайствовал о направлении директив от ЦК ВКП (б) об организации помощи голодающим и откочевникам, трудоустройстве прикочевавших в пределах областей, краев и республик казахов. Под руководством Т. Рыскулова была образована специальная комиссия СНК РСФСР по обустройству откочевников. В направленных в 1933 году телеграммах руководителям Киргизской и Башкирской АССР Рыскулов требовал ежедекадной отчетности и докладов о результатах устройства откочевников, просил дать категоричное распоряжение не отстранять от работы на предприятиях, в совхозах, МТС, колхозах казахов-откочевников[3].
Говоря об огромной интеллектуальной деятельности национальной элиты,следует отметить роль самого субъективного фактора в общественной практике. Ведь духовные (идеальные) потребности не менее фундаментальны и свойственны человеку, чем потребности материальные. Немецкий социолог Макс Вебер подчеркивал, что практику определяют не только идеи и не только интересы как их противоположность и даже не сочетание того и другого, а заинтересованность индивидов в следовании каким-то идеям или, другими словами, идеальные интересы. Следуя этим интересам, индивид получает не только и не столько материальную, сколько моральную и психологическую выгоду, эмоциональное удовлетворение [4].
Знаток психологии масс Гюстав Лебон подчеркивал: «Истинно исторические перевороты – не те, которые поражают нас своим величием и силой. Существенно важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизации, совершаются в идеях, понятиях, верованиях…Управляют людьми идеи, чувства, нравы, то, что мы носим в себе»[5].
Алашская идея сыграла большую роль в сохранении национального самосознания народа, о чем свидетельствуют архивные документы. Несмотря на запрет деятельности партии Алаш Советами, даже через десятилетия ее идеи не угасли в памяти и сознании народа. В 2005 году, когда в Спецгосархиве КНБ РК, изучая документы, я впервые прочитала переданные агентом органов госбезопасности слова, сказанные Муратом Ауэзовым, аспирантом восточного факультета МГУ, на собрании казахского студенческого землячества «Жастулпар» в 1963 г., меня потрясла сила слов: «В 1937 году и раньше были уничтожены лучшие люди, лучшие представители казахской интеллигенции, которые могли бы создать огромную культуру.В 1932 году погиб миллион казахов, среди них погибло много талантливых людей. Молодежь наша должна обо всем этом знать и помнить. … Все традиции и обычаи наших отцов и дедов забыты. …Жизнь современной казахской молодежи не интересна. Многие как в аулах, так и в городах много времени проводят в пьянках, драках, занимаясь «нантабаризмом» (от слова «нантабар», т.е. «зарабатывать на кусок хлеба»). Мало кто из них мечтает о чем-нибудь. Задача «Жастулпар» - пробудить в сердцах молодежи любовь к национальной культуре, заразить мечтой, увлечь. Наша задача – пропагандировать казахскую литературу, искусство и музыку как среди казахского населения в аулах, так и среди русского в городах»[6].
Для нынешних поколений чрезвычайно поучительны уроки и образцы высоких устремлений и гражданского духа, ответственности перед обществом казахской интеллигенции начала ХХ века. Они были уникальными людьми, формировавшими мировоззрение своей эпохи, получившими блестящее образование.
Это были люди действия, самоотверженно служившие интересам народа. Олег Ермеков, сегодня проживающий в Лондоне, внук АлимханаЕрмекова, говорит, что его дед знал пять языков, предугадывал во встречавшихся на его пути молодых людях будущий талант и напутствовал их, давал наставления. Как многого могли бы дать нашей стране, если бы смогли в полную меру реализовать свой потенциал представители того удивительного поколения казахской интеллигенции.
Надо отдать должное и большевистским лидерам Центра, которые, с одной стороны, опасаясь активной работы национальных лидеров и проявлений «местного национализма» в национальной республике, все же, признавая их ум и талант, откомандировав их, использовали некоторое время на руководящей работе в центральном аппарате в Москве. Так, в Москве работали Т. Рыскулов, С. Садвокасов, С. Асфендияров, Н. Торекулов. Рыскуловым восхищались Фрунзе и Куйбышев. В 2007 году, изучая в Москве, в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории – авт.) документы о деятельности казахской интеллигенции, я была приятно удивлена осведомленностью о фактах трудовой биографии Т. Рыскулова молодого археографа, выдававшего мне архивные дела. Профессионально зная содержание описей и дел, он иногда поправлял меня: «Насколько я знаю, Турар Рыскулов не работал в такой-то период в Туркестане, он находился в Москве».
Казахские интеллигенты того поколения были людьми высокого духа и самопожертвования и, осознавая свою миссию и предназначение, добросовестно исполняли свой гражданский, человеческий долг. Миржакып Дулатов в Письме к поколению, написанном в тюрьме в январе 1929 года, писал: «…Совет үкіметіне қарсы күрес деп шуласып жүргендеріміз – қазақ ұлтын өз бетінше өмір сүрсін деген мүддеден туған ниет қана. Өз отанымыз өзімізге бұйырсыншы дегеніміз. ... Ғұмыр болса, дәм жазса - ұлтымның келешегі үшін күш-жігерімді аямай еңбектене беруге борыштымын. Адассам - халқыммен бірге адастым, сәулесі жарық жолға ұмтылсам - ұлтыммен қосыла ұмтылып бағамын»[7]. В этих словах Дулатова мотивировался смысл его жизни и борьбы: стремление обеспечить реализацию интересов казахского народа, своей страны. Дулатов заверял в данном письме, что не пожалеет своих сил в борьбе во имя светлого будущего родного народа.
Выпуская в эмиграции юбилейный, сотый, номер «Яш Туркестан», Мустафа Шокай в 1938 году, веря в свою мечту, призывал родной народ к единству и независимости: «…Взойдет солнце освобождения и независимости, и мы, скромные борцы,… будем на родной земле, среди родного народа.…Туркестанцы должны помнить, что единство национальное там - на родине и единство в работе здесь – в эмиграции, единство в целях и верность обязанностям – единственно правильный путь к освобождению и утверждению независимости родины». Сегодня, в условиях Независимости, как не вспомнить гениальные слова Мустафы Шокая: «Национальная свобода есть следствие национального духа. А национальный дух растет и приносит свои плоды при наличии национальной свободы и независимости»[8].
Современник Мустафы Шокая, также находившийся в эмиграции, великий русский философ Иван Ильин так говорил о призвании наиболее мыслящей части общества: «Вести свой народ есть не привилегия, а обязанность лучших людей страны. Эта обязанность требует от человека не только особых природных качеств, подготовки и образования, но и особого рода жизни. Это люди иной душевной и нервной организации, люди духовной сосредоточенности, люди иных потребностей и вкусов, иного жизненного напряжения и ритма»[9].
Иван Ильин выдвигал идеи о предметности жизни и достойном ее содержании, смысле и цели. Он подчеркивал, что каждое существо на земле и каждый человек имеет некоторую цель, которой он служит. Есть чисто субъективная цель, ведущая к удовлетворению его личных потребностей и личному успеху в жизни. «Но есть и объективная цель, главная цель жизни. Эта цель осмысливает всякую жизнь, всякое дело – эта цель не та, ради которой человек гнется и кряхтит, старается и богатеет, унижается и трепещет от страха. Эта цель – та, ради которой действительно стоит жить на свете, ибо за нее стоит бороться и умереть. У человека это более высокая, духовная-верная цель жизни, которая захватывает его душу, осмысливает его жизнь, делает его цельным. Это придает ему особый дух – дух искания, ответственности и служения»[10]. Как важно для нынешних поколений осознавать скоротечность жизни, и что жизнь должна быть значимой, содержательно насыщенной, предметной.
…Принято считать, что понятие «интеллигенция» впервые было введено в русском языке. На Западе слой высокообразованных, глубокомыслящих людей относят к категории интеллектуалов. Такие люди воспринимают материальные блага, власть как временное явление, а духовность, культура, философия – ценности, которые никогда не исчезнут. Они - ценности и интеллектуалы - независимы от власти.
Общество и цивилизация нуждаются в лидерах, которые способны мыслить оригинально и действовать нестандартно. Мотив их стремлений: не отставать от современности и опережать ход общественного развития. Современность нуждается в новаторских идеях и мировоззренческих ориентирах. И сегодня востребованы такие же известные в истории честь и отвага поколения интеллигенции 20-30-х гг. прошлого века. Идеи, нормы и ценности интеллигенции должны быть признаны в обществе.
Идеи и идеалы, положения и принципы, выдвигавшиеся поколением казахской интеллигенции начала ХХ в., сохраняют свое значение и востребованы поныне. Это: модернизация экономики, демократическое, правое государство, равноправие, общественное согласие и мир, культурный прогресс нации, привлечение не только элиты, но и широких масс к делам управления государством.
Ныне, в условиях Независимости, мы наблюдаем преемственную взаимосвязь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью. Так, Президент суверенного Казахстана Н.А. Назарбаев, с начала 1990-х гг. предложивший идею создания Центрально-азиатского союза, упомянул, что идею единства центральноазиатских государств впервые выдвигал Мустафа Шокай [11]. Известно также, что в свое время «тюркский проект», идею объединения тюркских партий предложил Турар Рыскулов.
До сих пор продолжает поражать нас силой патриотизма, верности своим идеалам и принципам творческое наследие Мустафы Шокая. Не потеряли актуальности и поныне мысли Шокая о работнике аппарата, чиновнике: «Национальный кадр» для нас – это, прежде всего, слуга нации, выполняющий свой национальный долг ни по чьим бы то ни было приказам, а по долгу совести» [8].
Пройдет время, придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта людей высочайшего интеллекта и духа, наработанного в начале ХХ века, будет работать на эту землю, ее народ, поддерживать его в грядущей истории…
Использованная литература
1 Алашқозғалысы. Құжаттар мен материалдар жинағы. Сәуір 1901 ж. - желтоқсан 1917 ж. Движение Алаш. Сборник документов и материалов. Апрель 1901 г. – декабрь 1917 г. – Алматы: «Алаш», 2004. – Т. 1. – 17 б.
2 Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 140. Оп. 1. Д. 121. Л. 13.
3 Рыскулов Т.Собрание сочинений в трех томах. Том 3. – Алматы: Қазақстан, 1998. – С. 306-310.
4 Великие мысли великих людей: Антология афоризма: В 3-х томах. Том 3: XIX-XX в. / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. – М.: РИПОЛ классик, 2004. – С. 340.
5 Лебон Гюстав. Психология толп. – М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. – С.123, 125.
6 Специальный государственный архив Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Ф. 9. Оп. 87. Арх. № 3. Л. 32.
7 Дулатұлы М. Бес томдық шығармалар жинағы: Үшінші том // Құраст. Дулатова Г., Иманбаева С. – Алматы: «Мектеп» баспасы ЖАҚ, 2003. – 9 б.
8 Шоқай М. Таңдамалы. - Т. 1. – Алматы: Кайнар, 1998. – 187 б.
9 Ильин И.А. Основная задача грядущей России 1950 г. // Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг.: в 2 т. Т. 1. – М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 296.
10 Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг.: в 2 т. Т. 2. – М.: Айрис-пресс, 2008. – С. 180.
11 Новый Казахстан. Разговор о стране. Интервью Главы государства Нурсултана Назарбаева ведущим авторских программ республиканских каналов // Казахстанская правда. – 2007. – 10 апреля. – С. 3.
Түйін
Мақала ХХ ғасырдағы қазақ зиялыларының Тәуелсіз Қазақстан құндылықтарына мағына беру, ұлттық тарих, ұрпақтардың тарихи бейнесінің рөлі мен бейнесін ұғынуға арналған. Ә.Бөкейханов, А. Байтұрсынов, М. Дулатов, Ә. Ермеков, Т. Рысқұлов, С. Сейфуллин, С. Сәдуақасов, М.Шоқай және көптеген т.б Алаш Орда және басқа да қазақ зиялыларының ішіндегі көрнекті мемлекет және қоғам қайраткерлерінің ұлт алдындағы жанкешті еңбектері мен қызметі атап өтіледі. Олардың барлығы әртүрлі әлеуметтік топтардан, қоғамдық-саяси өмірдің әртүрлі салаларынан шықса да, бірақ олар өздерінің мұратын - туған халқының мүддесіне адал қызмет ету деп түсінді. Сондай-ақ, мақалада өткен ғасырдағы қазақ зиялыларының ұсынған мәселелерінің, яғни мемлекеттік құрылыс, ұлт пен мемлекеттің әлеуметтік-экономикалық, саяси және мәдени дамуы, кадр саясаты, қоғамды демократияландыру және т.б., идеялары мен мұратарының, ережелері мен қағидаларының маңызын жоймай, сабақтастық пен қоғамдағы қажеттілігін жоғалтпағанына аса мән беріледі.
Резюме
Статья посвящена осмыслению роли и значения национальной истории, исторической памяти поколений, идейно-духовного наследия казахской интеллигенции ХХ века в осознании ценностей Независимости Казахстана. Отмечается самоотверженная деятельность и заслуги перед нацией блестящей плеяды лидеров Алаш Орды и других видных государственных и общественных деятелей из числа казахской интеллигенции. Все они были выходцами разных социальных слоев, представителями различных вариантов общественно-политического выбора, но все они видели свое предназначение – в служении коренным интересам родного народа. В статье подчеркивается непреходящее значение, преемственность и востребованность идей и идеалов, положений и принципов по вопросам государственного строительства, социально-экономического, политического и культурного развития нации и государства, кадровой политики, демократизации общества и др., выдвигавшихся поколением казахской интеллигенции прошлого века.
Summary
The paper is devoted to rethinking the role and importance of national history, the historical memory of generations, ideological and spiritual heritage of the Kazakh intellectuals of the XX century in the understanding of the values of independence of Kazakhstan. Dedicated activities and merits to the nation of the galaxy of brilliant leaders of AlashOrda and other prominent state and public figures of Kazakh intellectuals, such as A. Bokeyhanov, A. Baitursynov, M. Dulatov, A. Ermekov, T. Ryskulov, S. Seifullin, S. Sadvokasov, M. Shokay and many others is specifically noted. All of them were from different social strata, representatives of the various options of social and political choices, but all of them considered as their prior mission – to serve the fundamental interests of the native people. In the current article the constant importance, the continuity and relevance of ideas and ideals, regulations and guidelines on state-building, socio-economic, political and cultural development of the nation and the state, personnel policy, democratization of society, and others put forward by the generation of Kazakh intellectuals of the last century is highly stressed.
Ж.У.КЫДЫРАЛИНА. д. и. н. первый заместитель директора Института истории государства,