При изготовлении поясов для парадной одежды заказчики не скупились на дорогие материалы, мастера не жалели времени и вкладывали в работу все свои умение. Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховицей, кресалом, трутом, футляром для ножа. Иногда подвески имели только декоративное назначение. И функциональные и декоративные подвески называются "окшантай". Пояса из кожи украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Такие наборные пояса - древний элемент одежды. Их казахское название -"кисе". С ними сходны женские пояса, правда, они более широкие и нарядные. В основном женские пояса были из шелка. Пояса из шелковой ткани с декоративной вязкой называются "кур белдик". Так же назывались пояса, вытканные из верблюжьей шерсти и козьего пуха. Для женских поясов использовался и бархат. Пояса из бархата и шелка, расшитые жемчугом, с пряжками назывались "камар белбеу". Делали также мягкие кушаки "КУР". Как и мужские, женские пояса украшались металлическими прямоугольниками, треугольниками, сердцевидными и роговидными накладками, а также накладками в виде балясин со вставками бирюзы, агата, сердолика и т.д. Для вставки использовался и нефрит. Казахи считали, что одежда, украшенная нефритом, предохраняет человека от молнии…
С.Ж.Асанова, Алматы, Академия моды "Сымбат"
Из статьи: "Исследования истории народного костюма".
Фото: abyroi.kz