Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Новые подходы к исследованию исторических процессов

28769

Меруерт АБУСЕИТОВА, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН РК, заведующая отделом Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова

Особое значение история, да и в целом наука приобретает в так называемые периоды перемен – коренной трансформации социально-политических моделей, когда на повестку дня выходят вопросы переосмысления исторического процесса, формирования нового исторического мышления.

Историческая наука приобрела новую качественную характеристику, определяемую в виде новых подходов к научной проблематике, свободный творческий поиск, а также усиление интереса к проблемам этногенеза, государственности, кочевниковедения, религиоведения, международных отношений и общего исторического наследия.

Состояние развития этнической идентичности и национальной идеи ставят проблему глубокого, разностороннего, свободного от спекулятивных, абстрактных и упрощенных подходов изучения истории и динамики развития государственности. Мифологизированные исследования последних лет либо были идеологизированными, либо касались частных проблем вне контекста истории стран и народов Евразии и шире – мировой истории.

Для многих историков по-прежнему характерна узость научных интересов, замкнутость на своей тематике, отсутствие интереса к теории исторического познания, к смежным проблемам региональной и всемирной истории.

К истории государственности и культуре ученые обращались ранее, но, скованные рамками формационной методологии и советской идеологии, выражали это в форме обобщающих универсальных историй, в которых терялись локальные особенности истории казахского народа, богатство национальной культуры. Казахская государственность характеризовалась вскользь без генезиса, эволюции, развития типологии государственных образований.

Основной проблемой исторической науки Казахстана является фрагментарность исторического знания о недавнем прошлом. В связи с этим задача академической исторической науки видится в создании целостной картины отечественной истории во всем ее многообразии. Это позволит представить историю как особую сферу, имеющую свою специфику и упорядоченность.

Одно из важных направлений исторической науки, определяющее теоретическую базу, – источниковедение и историография. Знание историографии вопроса определяет методологию работы историка, а знание источников, литературы позволяет сделать объективные выводы, основанные на междисциплинарном объективном подходе, нацеленном на изучение и создание объективной истории с древности по настоящее время и нового исторического мышления по развитию казахской государственности на оригинальных первоисточниках, архивах и артефактах, а также на обоснование территориальной целостности, исследование истории и культуры Казахстана в контексте мировой истории во взаимосвязи и взаимодействии, преемственности в истории и культуре казахского народа.

История и культура Казахстана на протяжении многих столетий развивались в тесном взаимодействии с восточными цивилизациями. Китайские, тюркские, монгольские, иранские и арабские древние и средневековые письменные памятники являются ценными источниками для изучения кочевых культур и этнополитической истории на территории нашей республики.

За годы независимости усилиями ученых-историков были выявлены и приобретены ранее неопубликованные восточные рукописи, архивные материалы, проведены комплексные исследования, научные переводы и анализ письменных источников, которые хранятся в зарубежных библиотеках, музеях и архивах. Эти исследования целенаправленно расширяют источниковую базу, позволяют обозначить ряд новых научных проблем. Кроме того, впервые в научный оборот был введен определенный комплекс источников, отражающих все этапы исторического развития, культурные традиции казахского народа.

В связи с недостаточным изучением археологических, антропологических и письменных материалов периода ранних кочевников проблемы этногенеза казахского народа требуют комплексного исследования сведений о ранних кочевниках: саках, усунях, кангюях, хуннах, кушанах, юэчжи и др. из древних письменных памятников, каменных надписей на кхароштхи, согди, античных, древнеиндийских, китайских источников и артефактов.

Необходимо пересмотреть методологические подходы по изучению истории Тюркской Империи, в частности, понятие Западного и Восточно-Тюркского Каганата, и специфики этнокультурного развития (традиции, мировоззрение, государственное и социально-экономическое устройство) на основе изучения новых письменных древнетюркских рунических текстов, летописей на древнегреческом, древнекитайском и персидском языках.

Следует выработать новые методологические подходы по изучению истории Золотой Орды (Улусы Джучи, Чагатая) по проблемам этнополитической истории и этнокультурных связей племенных союзов, а также вопросам этногенеза, религиозного мировоззрения кочевых племен (кыпчаки, кимеки, канглы, карлуки, огузы, кереиты, джалаиры, найманы, конраты, меркиты и др.). В связи с этим необходимо ввести в научный оборот новые письменные турфанские, монгольские, сирийско-согдийские тексты, летописи на китайском, арабском и персидском языках, письменные памятники по истории мамлюкских кыпчаков, сочинения богословов, выходцев из Центральной Азии по истории ханафитского мазхаба.

Настоятельно требуется изучение проблемы истории преемственности казахской государственности, связанной с историей Ак-Орды и Казахского ханства и развития дипломатических, социально-экономических, историко-культурных взаимоотношений со странами Востока и Запада.

С помощью государственной программы «Мәдени мұра» (2004–2009 гг.), инициированной Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, представилось возможным пополнить и расширить казахстанскую источниковедческую базу, что стало большим подспорьем для исследования и написания объективной национальной истории. Были проведены востоковедные археографические работы в Российской Федерации, КНР, Монголии, Кыргызстане, Турции, Армении, Венгрии и Швейцарии. Конкретные результаты работы археографических экспедиций вошли в книги, изданные в рамках этой программы. Они создали солидную базу для работы большой группы исследователей по реконструкции древней и средневековой истории и культуры казахского народа. Материалы, обнаруженные востоковедными археографическими экспедициями в зарубежных архивах, фондах, библиотеках, музеях, являются уникальными. На их базе опубликованы серии книг (26 томов) в том числе: «История Казахстана в арабских персидских, тюркских, китайских, монгольских, армянских источниках», «История Казахстана в восточных миниатюрах» и др.

Новые выявленные материалы констатируют историческую роль казахов в мировой истории. В результате востоковедных археографических экспедиций были обнаружены новые памятники древнетюркской письменности (в Таласе, Кыргызстане, Мерке, Казахстане, Хакасии, Монголии), нумизматические памятники VII–VIII веков с тюркскими руническими надписями (в Турфане, Бесбалыке, Каракоруме), уникальные списки рукописей «Диван-и хикмет» Хаджи Ахмеда Ясави, «Му‘изз ал-ансаб» – генеалогии ханов-чингизидов (в Национальной библиотеке Франции), «Джами‘ ат-таварих» Кадыргали Джала’ири (в Великобритании), документы из канцелярии казахских ханов и султанов (в фондах Первого исторического архива Китая). Все эти новые памятники и артефакты показывают роль казахов в политической истории, свидетельствуют о том, что тюрки имели письменность, развитые города, устанавливали дипломатические, торгово-экономические отношения с соседними странами.

К примеру, сотрудниками Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова были выявлены уникальные архивные документы в Китае – более 300 на чагатайском, ойратском и более 3 000 на маньчжурском и китайском, содержащие официальные письма казахских ханов и султанов, направленные правителям соседних государств, сведения о дипломатических связях, о казахско-китайской торговле. Следует отметить, что архивные документы, выявленные впервые в Первом историческом архиве Китая свидетельствуют о существовании у казахских правителей канцелярии, дипломатической переписки и обмена послами.

Казахстан и Центральная Азия своим выгодным географическим расположением, природными ресурсами, древней самобытной культурой всегда привлекали внимание западно-европейских путешественников. И поэтому богатые коллекции артефактов культуры, документов, мемуаров западных путешественников, хранящиеся в настоящее время в музеях и архивных фондах стран Европы и Америки, имеют непреходящее значение для изучения истории и культуры Казахстана.

В фондах Музея этнографии (Будапешт, Венгрия) хранится собрание Джорджа Алмаши, венгерского путешественника XIX века. Среди казахских экспонатов находятся ювелирные (серьги, браслеты, амулетницы), кожаные (походные сосуды для кумыса), деревянные, металлические изделия, конское снаряжение, вышивка и другие этнографические предметы. В собрании находятся экспонаты-раритеты, совершенно неизвестные науке Казахстана. Обнаруженные раритеты, несущие важную информацию историко-культурного значения, существенно дополняют общую картину истории казахского прикладного творчества. Большую научную ценность представляют экспонаты, относящиеся к культуре кыпчаков. Исследование и публикация кыпчакских материалов, соотносимых в художественном отношении с казахскими изделиями, открывают новую страницу в научном осмыслении культурного наследия казахского народа. В качестве результатов проведенных работ в фондах Музея этнографии (Будапешт, Венгрия) была издана книга-альбом «Раритеты декоративно-прикладного искусства казахов за рубежом».

В рамках программы «Мәдени мұра» впервые была проведена работа по сбору и копированию уникальных материалов из архива фонда швейцарского путешественника Анри Мозера (1844–1923). В фонде сохранились восточные рукописи, исторические фотографии, ценные этнографические и нумизматические артефакты, которые представляют огромное значение не только для изучения истории и культуры казахского народа, но и взаимоотношений Казахстана с Центральной Азией, Россией, Китаем, Ираном и Индией.

Анри Мозер из своих поездок привез очень много ценных материалов, которые составили основу его коллекций. Отдельные разделы в его богатой коллекции составляют боевое снаряжение, этнографические предметы, восточные рукописи, миниатюры, образцы каллиграфии, нумизматические материалы, керамика и текстиль. Всю свою жизнь Анри Мозер занимался, помимо расширения своей коллекции путем дальнейших приобретений на аукционах, исследованиями истории и культуры Центральной Азии. В 1914 году Анри Мозер отдал свою коллекцию и богатый личный архив в Бернский Исторический музей, где они хранятся по сей день.

Обнаруженные и зафиксированные в фонде Бернского Исторического музея Швейцарии экспонаты представляют огромную информационную ценность для более полного осмысления историко-культурного наследия казахов. Большинство экспонатов, датирующихся ХIХ веком, являются раритетами, они существенно дополняют политическую историю Казахстана, а также представляют собой высокие образцы художественного творчества казахского народа.

Среди экспонатов особо выделяется длинные настенные фризы (киіз үйдің арқалығы) с разным аппликационным узором, отражающим политическую иерархию казахского общества, которые представлены в единственном экземпляре и не имеют аналогов в музейных собраниях Казахстана.

История Казахстана является, безусловно, неотъемлемой частью мировой, общечеловеческой истории. В свою очередь историческая наука Казахстана представляет собой важный элемент мировой истории как научной дисциплины. В связи с этим возникает необходимость установить и укрепить взаимосвязь казахстанской исторической науки с общемировым академическим пространством.

Трехтысячелетняя общность исторических судеб, отчетливо проявляющаяся в многочисленных исторических источниках и памятниках, является очевидной константой исторического времени Евразии. Не случаен поэтому тот факт, что тысячи лет истории сегодня актуализируют идею евразийства и интеграционные процессы в постсоветской Евразии.

Другим современным трендом, имеющим свои глубокие исторические корни в богатой культуре Евразии, является идея диалога – между различными этнокультурными группами, религиями и цивилизациями. История Евразии, и в частности Казахстана показывает, что ни одна цивилизация не может развиваться в отрыве от иных, что они носят взаимодополняемый характер.

Роль историков состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов Евразии.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?