Работа по изучению национальной истории казахского этноса должна стать долгосрочной государственной программой, считаетзаведующая отделом восточного источниковедения, истории и культуры народов Востока Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки Минобразования и науки РК, член корреспондент НАН РК профессор Меруерт Абусеитова.
Своим мнением по итогам Расширенного заседания межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан доктор исторических наук делится с читателями «Казинформа»:
- Как известно, перед исторической наукой в Казахстане сейчас стоят кардинальные проблемы, требующие новых подходов для своего решения, переосмысления исторического процесса, формирования нового исторического мышления. На основе принципиально нового, междисциплинарного и объективного подхода должны быть изучены проблемы государственности, национальной идеи и национальной идентичности, проблемы региональной интеграции, сохранения культурного наследия и др.
В связи с этим Госсекретарь РК Марат Тажин в своем недавнем выступлении четко расставил акценты на белые пятна в истории Казахстана, связанные с изучением этногенеза, этнической истории казахского народа, в частности, с недостаточным изучением археологических, антропологических и письменных материалов периода ранних кочевников. Было подчеркнуто, что характер, содержание, суть историографических исследований требуют от каждого историка всеобъемлющего и добротного знания исторической литературы, умения ее глубокого и объективного рассмотрения, владения современной методологией и методикой историографических исследований.
Необходимы также преодоление одномерности и прямолинейности исторического мышления, разработка новых понятий и подходов к историческому прошлому. Успешное развитие исторической науки невозможно без выработки методологии и методов исторического исследования. К примеру, долгие годы мы опирались на формационный подход к изучению истории, тогда как мировая наука пользуется сотнями иных методов (цивилизационный, ментальный, логический, реконструктивный и т.д.).
К истории государственности и культуре ученые обращались и ранее, но, скованные рамками формационной методологии и советской идеологии, выражали это в форме обобщающих универсальных историй, в которых, к сожалению, терялись локальные особенности истории казахского народа, богатство национальной культуры. Казахская государственность характеризовалась вскользь, без генезиса, эволюции, развития типологии государственных образований.
Отныне, как отметил в своем выступлении Марат Тажин, исследования в области истории Казахстана должны способствовать созданию целостной системы в контексте с мировой историей, взаимосвязи и взаимовлиянии. Все большее значение для правильного понимания сложных исторических процессов, происходивших и происходящих в обширном регионе Центральной Азии, имеет разработка проблем историко-культурных взаимосвязей народов с древности по настоящее время, их этнополитическое родство и самобытность, которые являются естественным условием интеграционных процессов в Центральной Азии.
Роль историка состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов Евразии.
Как представляется, история Казахстана непосредственно соприкасается со всеобщей историей в следующих областях: номадизм (кочевниковедение), тюркология, археология, востоковедение, а также в ряде смежных дисциплин, относящихся к изучению общества эпохи модерна и постмодерна (философия, социальная антропология, геополитика, социология, политология и др.).
Необходимо пересмотреть методологические подходы по изучению истории Тюркской империи, а также истории Золотой Орды по проблемам этнополитической истории и этнокультурных связей племенных союзов.
Стоит добавить, что работа по изучению национальной истории должна быть долгосрочной государственной программой, поэтому подготовка научных кадров в целях обеспечения преемственности и привлечения талантливых молодых специалистов в сферу исторической науки является, так сказать, предметом первой необходимости.