Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Работа по изучению истории казахского этноса должна быть долгосрочной государственной программой - профессор М.Абусеитова

28754

Работа по изучению национальной истории казахского этноса должна стать долгосрочной государственной программой, считаетзаведующая отделом восточного источниковедения, истории и культуры народов Востока Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки Минобразования и науки РК, член корреспондент НАН РК профессор Меруерт Абусеитова.

Своим мнением по итогам Расширенного заседания межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан доктор исторических наук делится с читателями «Казинформа»:

- Как известно, перед исторической наукой в Казахстане сейчас стоят кардинальные проблемы, требующие новых подходов для своего решения, переосмысления исторического процесса, формирования нового исторического мышления. На основе принципиально нового, междисциплинарного и объективного подхода должны быть изучены проблемы государственности, национальной идеи и национальной идентичности, проблемы региональной интеграции, сохранения культурного наследия и др.

В связи с этим Госсекретарь РК Марат Тажин в своем недавнем выступлении четко расставил акценты на белые пятна в истории Казахстана, связанные с изучением этногенеза, этнической истории казахского народа, в частности, с недостаточным изучением археологических, антропологических и письменных материалов периода ранних кочевников. Было подчеркнуто, что характер, содержание, суть историографических исследований требуют от каждого историка всеобъемлющего и добротного знания исторической литературы, умения ее глубокого и объективного рассмотрения, владения современной методологией и методикой историографических исследований.

Необходимы также преодоление одномерности и прямолинейности исторического мышления, разработка новых понятий и подходов к историческому прошлому. Успешное развитие исторической науки невозможно без выработки методологии и методов исторического исследования. К примеру, долгие годы мы опирались на формационный подход к изучению истории, тогда как мировая наука пользуется сотнями иных методов (цивилизационный, ментальный, логический, реконструктивный и т.д.).

К истории государственности и культуре ученые обращались и ранее, но, скованные рамками формационной методологии и советской идеологии, выражали это в форме обобщающих универсальных историй, в которых, к сожалению, терялись локальные особенности истории казахского народа, богатство национальной культуры. Казахская государственность характеризовалась вскользь, без генезиса, эволюции, развития типологии государственных образований.

Отныне, как отметил в своем выступлении Марат Тажин, исследования в области истории Казахстана должны способствовать созданию целостной системы в контексте с мировой историей, взаимосвязи и взаимовлиянии. Все большее значение для правильного понимания сложных исторических процессов, происходивших и происходящих в обширном регионе Центральной Азии, имеет разработка проблем историко-культурных взаимосвязей народов с древности по настоящее время, их этнополитическое родство и самобытность, которые являются естественным условием интеграционных процессов в Центральной Азии.

Роль историка состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов Евразии.

Как представляется, история Казахстана непосредственно соприкасается со всеобщей историей в следующих областях: номадизм (кочевниковедение), тюркология, археология, востоковедение, а также в ряде смежных дисциплин, относящихся к изучению общества эпохи модерна и постмодерна (философия, социальная антропология, геополитика, социология, политология и др.).

Необходимо пересмотреть методологические подходы по изучению истории Тюркской империи, а также истории Золотой Орды по проблемам этнополитической истории и этнокультурных связей племенных союзов.

Стоит добавить, что работа по изучению национальной истории должна быть долгосрочной государственной программой, поэтому подготовка научных кадров в целях обеспечения преемственности и привлечения талантливых молодых специалистов в сферу исторической науки является, так сказать, предметом первой необходимости.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?