Время требует новых подходов
Рождение нового государства во многом
похоже на рождение новой звезды: какие-то быстро сгорают и сходят с небосвода,
а другим суждено сиять все сильнее и ярче. В 90-х годах XX столетия глубинные
процессы, начавшиеся в Советском Союзе, повлекли за собой тектонические сдвиги,
которые в конечном счете привели к глобальным изменениям: внезапно на карте
мира появилось множество новых государств. И одно из них – Казахстан. Это было
непростое, противоречивое время, но вызов истории на рубеже 90-х годов был
достойно принят Первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Так в
многовековой истории Казахстана начался новейший период.
Новейшая история Казахстана началась для страны в 1991 году. В содержательном
плане именно с этого времени здесь начали происходить фундаментальные изменения
всей совокупности экономических, политических и социальных отношений.
Во-первых, в тот период произошел кардинальный поворот в экономике. Прежняя
система, основанная на отрицании частной собственности, ушла в небытие.
Упрочение права частной собственности не только изменило экономическую жизнь,
создало основу современного рынка, но и повлияло на политические отношения,
став экономической предпосылкой политического многообразия. Кроме того,
Казахстан перешел к финансово-экономической самостоятельности и внедрил
собственную денежную единицу – тенге.
Во-вторых, в 90-х годах принципиально изменилась, трансформировалась вся
политическая система. Вместо монопольной власти КПСС развиваются политический
плюрализм, многопартийность. Средства массовой информации перестают быть серыми
и однообразными, исчезает цензура. В Казахстан приходит интеллектуальная
свобода.
И, наконец, в-третьих, наступившие перемены привели к коренным изменениям в
духовной жизни человека, в сознании народа. Вместо прежних коммунистических
догм в обществе закрепляются парадигмы гражданского общества. Гражданин на деле
получает свободы, продекларированные в Конституции Казахстана.
Именно 1991 год дал старт преобразованиям, которые совершенно изменили облик
страны. Вспоминая обо всех этих переменах, говоря обо всех признаках начала
«новой эры» для нового государства, невозможно переоценить роль Нурсултана
Абишевича Назарбаева. Будучи Главой Казахстана, он инициировал кардинальные
реформы во всех областях постсоветского социума, которые оказали глубочайшее
влияние на обновление стран СНГ и в конечном счете на глобальные процессы. Став
политическим лидером, он проявил себя как уникальный личностный феномен
политической и общественной жизни, сумевший в сложнейших условиях построить
независимое светское и демократическое государство.
Однако не стоит забывать, что в Казахстане еще не завершились процессы, начатые
в 90-е годы ХХ века, и вопрос смены курса в подобный период носит исключительно
важный характер. Полагаю, что Нурсултан Назарбаев сегодня, как Лидер Нации,
может и должен довести до логического завершения процессы, инициированные им в
прошедший период. Этими соображениями, я уверен, руководствовались члены
инициативной группы, выдвинувшие идею продления полномочий Президента до 2020
года. Об этом же думали миллионы казахстанцев, высказавшиеся в поддержку
референдума.
В такой популярности действующего Президента у народа республики нет ничего
необычного, ведь все значимые инициативы, все идеи и проекты, которые
непосредственно влияли на стабильность и процветание республики, исходили
именно от Нурсултана Назарбаева. Благодаря своему Первому Президенту наша
страна стала узнаваемой и уважаемой на международной арене, из «страны
постсоветского пространства» Казахстан превратился в государство – лидер
Центрально-Азиатского региона, динамично развивающееся и стремящееся к вершинам.
В общем, не будет преувеличением сказать, что в новейшую историю Казахстана имя
Нурсултана Назарбаева уже вписано золотыми буквами. Так надо ли удивляться
тому, что казахстанцы готовы оставить бразды правления за своим нынешним
Лидером?
Здесь стоит вспомнить, что Глава государства в своей деятельности особое
внимание уделял сфере национальной политики. К 90-м годам XX века в силу
различных обстоятельств Казахстан стал многонациональной республикой.
Около полутора миллионов граждан
Казахстана – это потомки тех, кто был депортирован в Казахстан в сталинский
период: «раскулаченные» русские и украинские крестьяне, немцы, поляки, турки,
корейцы, народности Кавказа. Позже была волна масштабной эвакуации во время
Великой Отечественной войны. В последующем более миллиона людей прибыли в
Казахстан по оргнабору, в частности, в 50-х годах, в период освоения целины.
Значительные масштабы в 60–70-е годы имело распределение специалистов в
Казахстан после окончания вузов.
Казахстан был и остается родиной для этих людей, и Первому Президенту удалось
превратить это взрывоопасное «наследство» советских времен в подлинное
достояние республики. Во многом способствовало этому принятие решения о
создании Ассамблеи народа Казахстана, консультативно-совещательного органа при
Президенте, одной из основных целей которого является обеспечение равенства
прав и свобод граждан республики, независимо от их национальности, языка,
отношения к религии, принадлежности к социальным группам.
Но это событие более чем 15-летней давности, а между тем вопросы межэтнического
согласия и стабильности по-прежнему остаются в приоритете. Красноречивый
пример: принятие в 2010 году Доктрины национального единства Казахстана,
инициатором разработки которой стал Глава государства. Можно сказать, что благодаря
замыслу Президента автором этого документа, призванного сплотить казахстанцев,
стал сам народ: проект доктрины был вынесен на широкое обсуждение, и в итоговом
варианте нашлось место всем предложениям и замечаниям, поступавшим в ходе
работы.
Кроме того, в своих регулярных обращениях к населению Казахстана Нурсултан
Назарбаев, помимо разъяснения политики государства, неизменно выступает с
призывами беречь стабильность и взаимопонимание, которыми так гордится
республика.
За годы становления и развития суверенного государства казахстанский Президент
проявил себя как целеустремленный и решительный лидер. Очевидцы
свидетельствуют, как остро переживал Нурсултан Назарбаев за исполнение своих
инициатив, как хорошо понимал проблемы и чувства простых казахстанцев. В своих
многочисленных поездках по стране Президент не ограничивался посещением крупных
объектов, необходимых для устойчивого экономического развития, у него всегда
находилось время для посещения школ, больниц, строящихся дорог. Приезжая в
регионы, Нурсултан Назарбаев охотно общался с простыми тружениками, с людьми,
которые могли быть примером для подражания…
Первому Президенту удалось убедить миллионы казахстанцев в светлом будущем
своей страны, он дал народу почувствовать, что о нем заботятся, что нужды и
чаяния простых людей всегда находятся в фокусе пристального внимания власти.
Так что инициативу проведения референдума по продлению президентских полномочий
Нурсултана Назарбаева до 2020 года стоит воспринимать как знак особого доверия
народа к своему Лидеру.
Буркитбай АЯГАН,
директор Института истории государства, доктор исторических наук, профессор
// Казахстанская Правда -2011. - 26 января