Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Каждая находка – ключ к познанию

28731

В обществе идет активное обсуждение новой мировоззренческой модели будущего страны, основанной на тщательном исследовании исторического прошлого, определении главных ценностей и ориентиров.

Одним из участников встречи в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева, где прошло расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана под председательством Государственного секретаря Марата Тажина, стал директор Научного центра исторических и социально-политических исследований им. академика М. Козыбаева при Семипалатинском государственном педагогическом институте Мухтарбек Каримов.

Кандидат исторических наук, профессор М. Каримов отмечает, что с первых дней независимости казах­станское общество было ориентировано на глубокое познание своего прошлого, а развитие истории как науки находило поддержку государства. И встреча в стенах ЕНУ им. Л. Гумилева – это тот откровенный разговор, который был необходим и специалистам, и обществу в целом для дальнейшего развития.

С первых дней основания в марте 2000 года Научный центр исторических и социально-политических исследований придерживается девиза «История – сознание народа и фундамент будущего». Цель создания центра – всестороннее изучение богатого исторического прошлого родного края, начиная с древнейших времен и до наших дней. Основные направления, по которым работают сотрудники центра, – история отечественная и региональная. В рамках второго направления налажено сотрудничество с Центром документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. Плодом совместных изысканий стало издание ряда книг и сборников документов, которые нашли своего читателя среди не только специалистов и студентов, но и жителей региона, не равнодушных к прошлому своего края. Среди них «Переселенческая политика царского правительства и ее осуществление в Восточном Казахстане (XVIII – начало XX вв.)» в двух частях, «Противостояние (из истории Семипалатинского ядерного полигона)», «Избранные труды семипалатинских краеведов: 1903–1929 гг.», иллюстрированный энциклопедический словарь Восточно-Казахстанской области «Күншығыс». Совместно с российскими учеными издан сборник документов «Сибирские переселения. Освоение Верхнего Прииртышья во второй половине XVI – начале XX вв.».

История Казахстана ХХ века не отделима от истории ряда бывших республик, более 70 лет объединенных в Союз. Поэтому Научный центр исторических и социально-политических исследований открыт для международного сотрудничества, на его базе проводятся научно-практические конференции и семинары с участием отечественных и зарубежных специалистов. Центром реализовано несколько совместных проектов. В том числе с учеными Института истории СО РАН (Новосибирск) – «Верхнее Прииртышье ХVІІ–ХХІ вв.: национально-государственное, этнокультурное, экологическое взаимодействие». Вместе с учеными Алтайской государственной педагогической академии выигран грант Российского гуманитарного научного фонда на проект «Этнография Алтая и сопредельных территорий: этнокультурные процессы в Алтайском и Иртышском Приобье».

В настоящее время сотрудники научного центра и преподаватели кафедры истории СГПИ работают над проектом «Региональный компонент в школьном курсе истории Казахстана: вопросы теории и методики преподавания в контексте гуманистической парадигмы образования», обеспеченным грантовым финансированием МОН РК. Как отмечает профессор М. Каримов, история при субъективном подходе может разобщить людей. Но объективный взгляд на прошлое и происходящее может и должен объединять нацию. Уже больше двух веков наша история является общей для многонационального народа Казахстана.

Для специалистов Научного центра им. М. Козыбаева соратниками стали археологи СГПИ под руководством кандидата исторических наук Амантая Исина и Института археологии им. А. Маргулана (Алматы), а совместные экспедиции уже традиционно приносят находки и открытия сенсационного характера, вносящие существенный вклад в развитие науки. И, что немаловажно, студентам, будущим историкам, прививается вкус к выбранной профессии. Мало кто знает, но в находке сакской принцессы, чья гробница была найдена в Урджарском районе, есть большой вклад студентов СГПИ и лицея «Жас улан», проходивших летнюю практику. Именно они занимались самой необходимой и самой тяжелой работой – копали землю. Ведь практическая археология – дело молодых, ее методика меняется вместе с научно-техническим прогрессом, но по-прежнему нужна физическая сила, путь к находке тернист. Но какие впечатления на всю жизнь – быть причастными к сенсационному открытию!

Несколько лет назад подобная экспедиция проходила в предгорье Тарбагатайских гор, где археологи не только изучали местность, но и собирали сведения от местных чабанов, которые могут подсказать, где искать петроглифы, погребальные курганы, балбалы, каменные изваяния и другие материальные отголоски древних времен. Такие беседы и привели ученых на одну из зимовок, где лежал четырехгранный камень, который оказался произведением искусства раннесакского периода (VIII–VII вв. до н. э.), так называемым оленным камнем. Высеченный олень – очень сложный символ. Иногда саки отождествляли это прекрасное животное с самим Солнцем, иногда считали его своим предком. Поэтому образ оленя часто встречается в древних погребальных комплексах. Обнаруженный семейскими археологами сакский оленный камень – очень редкая находка, первый, обнаруженный в Восточном Казахстане, возможно, второго такого нет в стране. Подобные произведения древнего искусства более распространены в Южной Сибири и Монголии.

Итогом другой экспедиции, теперь уже в Шынгыстау (Абайский район Восточно-Казахстанской области), стала находка при раскопках кургана костей человека высокого роста, датируемых ранним железным веком (I тысячелетие до н. э.). Этот почти двухметровый скиф был, видимо, бесстрашным воином: на правом плече заметны следы ранения. Кость срослась, и ратник продолжил счет своим подвигам... О его героической гибели говорят факты: в погребении отсутствует верхняя часть черепа.

Каждая раскопка приносит новые открытия, и задача историков – анализируя находки, не стремиться втис­нуть их в какие-то жесткие рамки неких универсальных закономерностей, а в том, чтобы объективно разгадать тайну их прошлого. Об этом тоже говорилось на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана.

Для Мухтарбека Карпыковича и его специалистов эта тема особенно актуальна в свете их недавней находки. Ученые обнаружили в горах Доланкара (отрогах Тарбагатая) наскальную надпись, датируемую XVII веком, оказавшуюся первой найденной в Казахстане надписью на санскрите. По словам Мухтарбека Каримова, общеизвестно, что северо-восточная, юго-восточная и восточная части Казахстана в XVII–XVIII вв. находились под властью Джунгарского государства. По сей день на востоке страны то здесь, то там находятся знаки той эпохи, топонимика региона пестрит, наряду с тюркскими, и монгольскими названиями. Следовательно, «джунгарский пласт» в истории нашего региона и Казахстана в целом требует тщательного исследования.

На историков в современном мире, стремящемся к глобализации, что размывает национальную специфику, считает М. Каримов, возложена особая миссия. В своей деятельности они должны ориентироваться на ценности, укрепляющие национальную идентичность, сохранение культуры и духовности нации.

 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?