Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Жамбыл Жабаев

Жамбыл Жабаев - e-history.kz
Имя Жамбыл Жабаев
Дата рождения 1846
Дата смерти 1945
Акын-импровизатор, жыршы, жырау. Из рода екей племени шапырашты Старшего жуза.

ЖАМБЫЛ Жабаев (28.02.1846, ныне Жамбылский район Алматинской области — 22.06.1945, Алматы), акын, жыршы, жырау. Из рода екей племени шапырашты Старшего жуза. Благодаря своей матери Улдан, научился игре на кобызе и домбре, перелагал на собственные мелодии отрывки из казахских героических эпосов, легенд и дастанов. С детства исполнял отрывки из эпоса “Кобыланды”, “Алпамыс”, кыргызского эпоса “Манас”, произведение “Сказание о Рустеме”, “Кероглы”, “Юсуф — Зулейха”. 

Первым наставником в творчестве был акын Суюнбай Аронов, у которого Жабаев научился искусству поэтической  импровизации, освоил лучшие произведения из его репертуара. 

Принимая участие в айтысах, Жабаев стал широко известен в 16—17 лет. Жабаев придавал традиционному  песенному состязанию острое социальное звучание, затрагивал в своих импровизациях актуальные вопросы жизни казахского общества, рассказывал о нуждах народа, рисовал картины бесправия; призывал бороться за свободу, равноправие и человеческое достоинство; разоблачал волостных, правителей, критиковал негативные явления жизни. 

Жабаев выступал на айтысах со многими известными казахскими и кыргызскими акынами. Внес большой вклад в развитие поэтического искусства казахского народа. Многие тексты его песенных состязаний утрачены. По его собственным воспоминаниям и по воспоминаниям его учеников, ряд текстов айтысов с участием Жабаева позднее были восстановлены и записаны. По идейной направленности и творческой манере айтысы Жабаева делятся на две группы. В первую входят ранние айтысы с девушкой Сайкал (1864—1865), акыном Жанысом (1866), дочерью Болека (1870), девушкой Бурым (1873), Айкумис (1874), Сарой (1875), акыном Сары (1875). Ко второй относятся айтысы с акынами Шыбылом (1890), Болтириком (1890), Майкотом (1891), Сарбасом (1895), Кулмамбетом (1897), Доспамбетом (1907), Шашубаем (1909). Песенные состязания принесли Жабаеву широкую известность и всеобщее признание как непревзойденному мастеру слова. Акыну принадлежат героические поэмы о батырах, защищавших свой край от иноземных захватчиков (“Сұраншы батыр”, “Саурық батыр”, “Өтеген батыр”, “Алатай — Жапарқұл”). Центральными темами творчества Жабаева были независимость и единство народа, воспевание подвигов батыров, вставших на защиту интересов народа.

 Жабаев принимал активное участие в национально-освободительном движении 1916, находился в гуще народных масс, восставших против царского указа, выступал со своими пламенными призывными стихами. Многие из них не сохранились, записаны только две поэмы: “Патша әмiрi тарылды” (“Тиски царского указа”) и “Зiлдi бұйрық” (“Зловещий указ”). В этих произведенимях Жабаев описывает столкновения, которые произошли между восставшими и представителями властей в урочищах Каргалы, Самсы, Узынагаш, расположенных в пределах пастбищ Кулансаз, Карабастау. 

В 1919 акын участвовал в слете народных поэтов Жетысу (Семиречья). 

В 1934 принимал участие в 1-м республиканском слете мастеров искусств. Песни “Замана ағымы” (“Веление времени”), “Белсендiлерге” (“Активистам”), “Қазақстан тойына” (“Юбилею Казахстана”), “Жастар алдындағы сөз” (“Слово перед молодежью”) были сложены в этот период. 

В 1936 Жабаев участвовал в Декаде казахской литературы и искусства в Москве. В советское время Жабаев воспевал любовь к земле, труд, пропагандировал гуманистические идеи. 

В годы Великой Отечественной войны его патриотические песни “Ленинградцы, дети мои”, “Письмо фронту”, “Наказ Родины” поднимали дух воинов и воодушевляли тружеников тыла. В художественной литературе создан образ Жабаева, о нем снят художественный фильм. Творчеству акына посвященный монографии, статьи. Высокую оценку творчеству Жабаева дали Р.Роллан, М.Андерсен-Нексе, К.С. Причард.

Поэзия Жабаева его поэтический стиль и приемы оказали влияние на творчество таких его учеников, как Кенен Азербаев, Умбетали Карибаев, Есдаулет, Орынбай Тайманов, Нартай Бекежанов, Саядил Керимбеков и других. Произведения Жабаева неоднократно переизданы и переведены на русские и другие языки. Широко отмечены в республике 100-, 125- и 150-летие со дня рождения Жабаева. Ныне в ауле имени Жабаева Жамбылского района Алматинской области функционирует мемориальный Дом-музей акына. Лауреат Государственной премии СССР (1941). Награжден орденом Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?