Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История одной фотографии. Габдулла Зарипов

1210
История одной фотографии. Габдулла Зарипов  - e-history.kz

9 мая для нашей семьи является самым значимым праздником. С раннего детства в моей памяти остались воспоминания о том, как мы с моим дедушкой каждый год на День Победы ходили к Обелиску погибшим в годы Великой Отечественной войны, затем с другими ветеранами проходили в праздничном шествии по центральной улице нашего города Петропавловска.

Я гордо сидела на плечах своего деда, держа в руках красные гвоздики. После окончания шествия все родственники собирались в доме деда и отмечали этот великий праздник, ведь кроме него, тяготы войны испытала и семья моей бабушки. Её сестры и младшие братья, не ушедшие на фронт, ковали Победу в тылу.

Помню, как дедушка с дрожью в голосе рассказывал, насколько сложно было на фронте в те годы. А песню «Бьётся в тесной печурке огонь» он никогда не мог допеть до конца из-за накатившихся слёз. Мой дедушка — Зарипов Габдулла Харисович. По достижении 17 лет написал заявление идти добровольцем на фронт. 27 августа 1941 года его направили в Алма-Атинское высшее пехотное училище Среднеазиатского военного округа. По окончании ускоренных шестимесячных курсов 15 февраля 1942 года, был направлен командиром отделения артиллеристского расчета в 7 стрелковый полк 24 стрелковой дивизии на юго-западный фронт.

Свое первое боевое крещение он получил в жестоких боях, проходивших на правом берегу Северного Донца в Харьковской области, в том же 1942 году. Наши войска освободили более 400 населенных пунктов Украины, нанесли врагу большие потери, что открыло возможность дальнейшего наступления на Харьков и Днепропетровск.

5642f94bdea1fa19351eea05838496c9.jpg

В развернувшемся в конце мая 1942 года сражении, известном, как битва под Харьковом, войска фронта попали в окружение и понесли тяжёлые потери. Остатки частей Советской Армии при поддержке сводной танковой группы, состоявшей из остатков танковых бригад и корпусов, с огромными потерями сумели прорваться к своим в районе села Лозовенька. Под Кировоградом дед получил первое ранение в левую руку.

Нередко с помощью солдатской смекалки советские войска добивались перевеса в боях с превосходящими силами фашистских войск. Дедушка вспоминал один случай: на вооружении советских войск состояли небольшие противотанковые орудия малого калибра «сорокапятки». Они не могли пробить лобовую броню немецких танков «тигр» и «пантера», поэтому дед со своими артиллеристами прятал их в кустах или низинах, сбоку от передовых окопов. При атаке немецких танков они подпускали их поближе и били прямой наводкой сбоку или сзади, где броня была тоньше.

В октябре—декабре 1943 года в составе войск дед участвовал в битве за Днепр. Он рассказывал, что для поддержки пехоты на противоположном берегу необходима была артиллерия. Для этого солдаты связывали из бревен плоты, грузили на них пушки и под огнем противника, толкая их перед собой, переправляли их на другой берег. В этих боях дед получил второе ранение. Битва за Днепр явила собой очередное крупное поражение сил Вермахта. Освобождение Киева, столицы Украины, имело большое политическое и моральное значение. Были освобождены важнейшие промышленные районы Донбасса и металлургические центры южной Украины.

5 апреля 1945 года Советские войска завязали бои на южных и юго-восточных подступах к Вене. Сам город и подступы к нему были заранее подготовлены к обороне. Почти все каменные здания были приспособлены к длительной обороне: в окнах, подвалах, на чердаках были оборудованы огневые точки. Все мосты были заминированы. За каждый квартал, часто и за отдельные дома, шли жестокие схватки.

По рассказам деда, в звании младшего лейтенанта он командовал артиллеристским взводом. За долгие годы непрерывных боёв солдаты и командиры набрались опыта и стали специалистами артиллеристского ремесла. Чтобы не допустить крупных разрушений домов, артиллеристы с большого расстояния точно подавляли огневые точки, установленные на чердаках и в окнах зданий. В этих боях незадолго до окончания войны дедушка получил свое третье ранение, за проявленное мужество был награжден медалью «За взятие Вены».

3db505aada2854f5d6e7f2ee67dfec0f.jpg

После госпиталя в дни Великой Победы дед был направлен в военную комендатуру города Будапешта, в район Будафок. Одна из красивейших европейских столиц напоминала кладбище. Все казалось мертвым: транспорт не работал, людей почти не было видно. Часть жителей не успели вернуться из эвакуации, кто-то погиб, кто-то продолжал сидеть в укрытиях, боясь выйти на свет. Над развалинами и пепелищами с хриплым карканьем кружились стаи разжиревших ворон.

В 1945 году в каждом из городских и пригородных районов вскоре после освобождения Будапешта были созданы районные военные комендатуры, в состав которых, входили офицеры сержанты и солдаты, принимавшие участие в боях. Они своими глазами видели страдания советского народа, многие потеряли родных и близких по вине немецко-фашистских извергов. Казалось, что, придя в чужую, воевавшую против нас страну, они будут считать тут каждого человека своим врагом. Наоборот, большинство бойцов приняло близко к сердцу горе жителей разрушенного Будапешта, все старались помочь венграм. Вот где с особой яркостью проявились благородные качества советского человека, воспитанного в духе интернациональной дружбы.

Закончилась война, каждому хотелось скорее вернуться домой, обнять родных, начать спокойную жизнь. А тут служба, сопряженная с постоянным риском. В освобожденных городах орудовали недобитые фашисты, местные бандиты. Они грабили людей, забирались в дома, нападали на обозы с вещами и продуктами. Для поддержания общественного порядка и были призваны комендатуры, которые не знали покоя ни днем, ни ночью.

Вот один из примеров. Лето 1946 года выдалось на редкость жарким и сухим. В один из воскресных дней начался пожар на Будафокской бумажной фабрике. Искра от проходившего мимо паровоза попала в сложенные на дворе тюки бумажной макулатуры. По случаю выходного дня на предприятии, кроме сторожа, никого не было. Патруль комендатуры во время обхода первым заметил огонь и немедленно сообщил дежурному.

Майор Сенькевич — комендант Будафока, собрал по тревоге всех свободных от наряда солдат и офицеров, в числе которых был и мой дед Габдулла Харисович. Офицеры, возглавив небольшие группы солдат и сержантов, бросились тушить огонь, бороться с которым было трудно: с Дуная дул резкий ветер. Языки пламени появлялись то в одном, то в другом месте, приближаясь к складу готовых изделий и производственному корпусу. Офицеры и солдаты баграми и крючьями вытаскивали горящие тюки, заливали их водой. А в это время другие бойцы обливали крышу и стены здания. Дым разъедал глаза. Но борьба с огнем продолжалась. Прибывшим пожарным оставалось только затушить тлеющие тюки. Оборудование фабрики и готовая продукция были спасены.

Грязные, закопченные, в мокром, местами подгоревшем обмундировании, неимоверно усталые, но радостные от сознания исполненного долга возвращались бойцы с пожара. Достаточно было посмотреть, во что превратились белые офицерские кители, чтобы понять, в какой переделке побывали товарищи. Встречавшиеся местные жители уже знали о случившемся. Они приветственно махали руками и повторяли: «Кёсёньюк, баратаинк!» («Спасибо, друзья!»).

За героизм, проявленный в боевых действиях, мой дед был награжден орденами «Отечественной войны» и «Красной звезды», также медалями «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За победу над Германией».

Мой дедушка умер десять лет назад, не дожив три месяца до шестидесятилетия Победы. Мне тогда было 7 лет, я в то время многого еще не понимала, и поэтому все подробности из рассказов деда мне разъяснял мой отец. Хотя деда уже нет в живых, очень часто напоминают о нём разговоры о Великой Отечественной войне. В моей памяти и в моём сердце он навсегда останется Героем. Я горжусь тем, что мои дедушки и бабушки сражались за мир для своих детей, внуков и еще многих поколений.



Зарипова Диляра,
ученица 11 класса школы-лицея «Дарын»,
г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?