За окном метель — это последняя февральская битва зимы и весны. А в комнате тихо и тепло, вкусно пахнет блинами, которые испекла моя мама. А мы с папой и братишкой рассматриваем старые семейные фотографии. Я вижу молодого человека в солдатской гимнастерке.
«Кто это?» — спрашиваю я, хоть и знаю, что на фотографии человек, чья память свято чтится в нашей семье, и я его немного помню. Но так хочется услышать еще раз папины слова о том, что стало уже историей. Да и брату надо знать родословную нашей семьи.
И папа начинает свой рассказ.
«Тебе, Анечка, повезло. Ты помнишь своих двух прабабушек и прадедушку. Это, дети, мой дедушка, ваш прадед Александр. Он умер, Анечка, когда тебе было 3 года, а ты, Серёжа, ещё не родился. Меня назвали в честь его Александром. Нелегкая судьба выпала на его долю. В 1939 году его призвали на службу в армию во Владивосток, а в 1941 году началась Великая Отечественная, война... Вашего прадеда Александра оставили воевать на Дальнем Востоке, охранять границы нашей родины от японцев.
Александр Муранов с другом
На дальневосточной границе со стороны Маньчжурии и Кореи стояла более чем миллионная японская Квантунская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и приступить к захвату советского Дальнего Востока.
От мирной жизни в родном селе, от своей семьи, дедушка был оторван злой, чуждой силой. Мирную профессию хлебороба сменил на военную судьбу, как и миллионы его ровесников, таких же мирных людей, не помышлявших об оружии.
В 1945 году, когда война с фашистской Германией закончилась, а с Японией продолжалась, он был ранен. Это произошло в Маньчжурии. Потом был госпиталь, но всю жизнь дедушка прожил с осколком от снаряда в голове.
Дедушка Александр был награждён правительственными наградами: орденом Красной Звезды, медалью » За отвагу«, медалью «За победу над Германией» и другими.
Александр Муранов после войны
Твои прадедушка и прабабушка прожили душа в душу много лет, но дед очень редко говорил о войне. Слишком тяжело было вспоминать погибших друзей, перед которыми он чувствовал себя виноватым за то, что остался живым...
А это фотография вашей прабабушки Евдокии. Вы оба её помните. Она тоже воевала, была на войне зенитчицей. Помните фильм «А зори здесь тихие...» о девушках-зенитчицах, которые все погибли. Вашей прабабушке было 18 лет, когда она добровольцем пошла на фронт. Воевала она под Ленинградом. Было страшно, привыкнуть к крови и смерти невозможно. Поэтому и не любила рассказывать о войне«.
Папа замолчал. Мы с Серёжей тоже боялись нарушить звенящую тишину уютной квартиры, в которую властно вошла память о любимых людях, которые не были героями, но все-таки совершали свой ежедневный ратный подвиг, спасая будущее своих детей и всего человечества.
Г. Гейне писал: «Под каждой могильной плитой — мировая история». А историю творили простые, смертные люди, такие, как мои прадеды и прабабушки, и их погибшие друзья. И чем больше мы будем знать о них, уважать память поколения людей, завоевавших победу, тем больше гарантия того, что на нашей планете никогда не будет войны. «Это нужно — не мертвым, это надо — живым», — сказал Роберт Рождественский. Сегодня все меньше и меньше остается живых свидетелей тех огненных лет, и нам нужно спешить, чтобы окружить заботой и вниманием ветеранов, чтобы успеть услышать их исповедь о пережитом, если мы не хотим повторения трагедии. Это наш долг, чтобы никогда не было забыто ничто и никто. И каждый раз я говорю: «Спасибо вам, прадеды и прабабушки, за мирное небо над моей головой, за мою счастливую судьбу! Спасибо...».
Анна Подшивалова,
ученица 7 класса школы № 32,
город Астана