Камар Касымов (1893-1966) – казахский народный умелец, самоучка, был организатором и основоположником развития ручного производства казахских музыкальных инструментов. Он родился в Баянаульском районе Павлодарской области. С детских лет проявился его талант в изготовлении музыкальных инструментов. Несмотря на запрет отца и деда, которые считали, что эта работа не для настоящего джигита, Камар продолжал заниматься любимым делом.
Личная жизнь К. Касымова сложилась трагически. В начале тридцатых годов он подвергся гонениям со стороны властей из-за того, что его семья обладала материальным достатком и подлежала раскулачиванию. Оставшись без средств к существованию, в голодные тридцатые он вместе со своей семьей вынужден был бежать из родных мест в Павлодар. По дороге его жена и двое детей умерли от холода и голода. В нашем городе Камара случайно встретил его родственник Акзам Боканов. Он забрал его с собой и увез в Семипалатинск, затем они вместе уехали в Киргизию и так спаслись от голодной смерти.
Позже, трудясь над созданием всё новых и новых инструментов, Камар убеждался, как примитивна и несовершенна была его первая домбра. Да и откуда было знать любителю-самоучке, незнакомому с тайнами акустики, что, например, для корпуса домбры лучше всего брать ореховое дерево.
Возвращение Камара Касымова из Киргизии в Алма-Ату совпадает с периодом, когда проходил Всеказахстанский слет мастеров прикладного искусства, певцов, домбристов, кобызистов и других исполнителей. Камар представил тогда свою первую домбру, выдолбленную из куска березы, она была неуклюжей и тяжелой.
В 1934 году в Алма-Ате открылась мастерская казахских народных инструментов, и К. Касымову предложили в ней работать. Сначала он был главным специалистом лаборатории-мастерской при Казахской музыкальной консерватории им. Курмангазы, затем – в филармонии имени Жамбыла. Основной его деятельностью было реконструирование, обновление и усовершенствование музыкальных инструментов.
Много творческой задумки вносил мастер в свою работу. На протяжении многих лет он без устали трудился над дальнейшим усовершенствованием инструментов, усиливая и обогащая их звучание. Помощь ему в этом оказывали музыканты из оркестра им. Курмангазы, дирижеры, композиторы. Камар изготовил кобыз-бас, кобыз-контрабас и кобыз с грифом, новые виды домбры. Каждый свой музыкальный инструмент он украшал красивым орнаментом. Большим успехом мастера стало создание инструмента, которому было присвоено название «Камар-кобыз», мастер неустанно трудился над его усовершенствованием и добился того, что звучание инструмента сравнялось со скрипкой.
«У каждого дерева свой голос», – говорил Камар Касымов. Не имея специального образования, он поднялся до уровня органолога, стал настоящим новатором в деле создания и разработки семейств казахских народных музыкальных инструментов. Одним из замечательных внедрений Касымова стала замена струн из бараньих кишок на капроновые. В старину струнами домбры служили специально подготовленные бараньи тонкие кишки: их очищали от содержимого, обрабатывали, растягивали и просушивали. Звук такого инструмента был необычайно красив. Но многие современные мастера не могли правильно обработать этот специфический материал. Нововведение Камара Касымова стало революцией в изготовлении и усовершенствовании казахских музыкальных инструментов.
При личном участии К. Касымова для Государственного оркестра народных музыкальных инструментов им. Курмангазы создавались домбры, кобызы, дауылпазы, сыбызги и другие музыкальные инструменты. Все инструменты для этого оркестра были изготовлены по специальному заказу Темирбека Жургенова – министра просвещения Казахстана.
В 1946 году на мебельной фабрике «Караганда» впервые был открыт цех по массовому производству народных музыкальных инструментов. Работы возглавил Камар Касымов. Под его руководством цех освоил выпуск десяти наименований музыкальных инструментов. В 1959 году мастер был приглашен в город Улан-Батор Монгольской Народной Республики для оказания помощи в реконструкции народных инструментов. Позже его работа была отмечена высокой наградой – орденом «Алтын гаде» Республики Монголия. Этот замечательный мастер также реставрировал и усовершенствовал уйгурские и киргизские народные музыкальные инструменты.
О его таланте высоко отзывались Каныш Сатпаев – президент Академии наук Казахской ССР, Темирбек Жургенов – министр просвещения, Болат Сарбаев – первый кандидат наук, получивший известность как знаток истории музыкальных инструментов казахов, сотрудник государственной консерватории им. Курмангазы.
В нашей республике очень популярны модели домбр, изготовленных Камаром Касымовым. На них играли отдельные исполнители, самодеятельные коллективы. Домбры, изготовленные руками Камара Касымова, экспортировались в Китайскую Народную Республику, в республики Советского Союза.
Надо отметить, что Камар Касымов подарил домбру павлодарскому поэту, имеющему республиканскую известность, Нутфолле Шакенову. Кстати, безупречно выполненные, богато инкрустированные и орнаментированные музыкальные инструменты хранятся в музеях Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга, Семея.
За самоотверженный труд и замечательное мастерство Камару Касымову в 1947 году было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени, почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР и другими наградами.
Ерлан Олжаұлы Рахимов
Руководитель Музея песенного творчества им. М. Шамсутдиновой