За 30 лет независимости историческая наука Казахстана прошла свой нелегкий путь становления. За эти годы проделано немало: были составлены новые учебные планы, вышли новые учебники для вузов и школ. Своего объективного освещения получили ранее закрытые темы голода, сталинских репрессий, скрытых страниц Великой Отечественной войны. Копии документов, обнаруженных в зарубежных фондах в рамках Государственных программ «Народ в потоке истории», «Архив-2025» были возвращены в Казахстан и хранятся в отдельных хранилищах.
Заметны успехи и в археологической науке. Примером тому служат раскопки кургана Берель, городища Сарайшык, произведенные отечественными учеными. И, как уже было отмечено на заседании Межведомственной рабочей группы, заметно расширились горизонты национальной истории и развиваются новые инструменты поиска.
Но сегодня речь пойдет о состоянии археологической науки в нашем государстве. Основы археологической науки закладывались еще в XIX веке, затем они были продолжены в советский период известными учеными А.Н. Бернштамом, А. Маргуланом, К. Акишевым, К.М. Байпаковым. Заметную роль в развитии археологической науки внесли и последующие когорты отечественных ученых.
Еще в студенческие годы, в течение двух лет мы с Анарали Абуовым ездили на раскопки в Отырар, Актобе в составе экспедиции ЮККАЭ. У меня до сих пор хранятся фотографий и дневники тех событий. И позже интерес к истории Сыгнака, Саурана, Отырара и Туркестана стало нашей постоянной любовью. Мы получили эти уроки уважения к отечественной истории у своих учителей, с кем тогда работали - с К.А. Акишевым, К.М. Байпаковым, И.И. Копыловым (Талхиз), А.Н. Марьяшевым (Тамгалы Тас) и другими крупнейшими археологами. Постоянно общались с Ербулатом Смагуловым, отдавшим всю свою жизнь исследованию средневековых городов Казахстана.
Между тем, охрана объектов историко-культурного наследия – есть важнейшая задача государства. Тем более, что мы только недавно получили возможность для объективного освещения своей истории. Сейчас, несмотря на тяжелейшие условия пандемии, отмечаются юбилей великого мыслителя Востока Абу-Наср Аль-Фараби, 750-летие образования Улуг Улуса - Золотой Орды, озвученные Президентом Казахстана К.К. Токаевым. В любом случае бережное отношение к своей истории – это признак высокой культуры и гуманизма.
Но увидев раскопки в округе городища Сыгнака промолчать стало просто невозможно.
Напомню, город Сыгнак (Сыганак, Сунак-Ата) упоминается очень рано, уже в арабских, персидских источниках. В Сыгнаке один из основателей Улуг Улуса-Золотой Орды Берке принял мусульманство, став учеником Сейф-ад Дина Бехарзи, еще до правления Узбек-хана. Поэтому видимо войска Улуг Улуса именно при нем стали массово переходить в ислам.
Царь Армении Гетум проезжал через этот город в середине 13 века. Средневековые летописцы Махмуд Кухистани и Фазлаллах Рузбихан подробно описали этот город, как очень благоустроенный и богатый. Они особо акцентировали внимание на Сыгнаке, потому что город расцвел при Урыс-хане (Акниязе) - прямом предке казахских ханов. Барак защищал город от нападок тимуридов.
В 1446 году сюда в город, со стороны Каратау, со своими войсками вошел Абулхаир Шейбанид, а Мухаммед Шахбахт до весны 1510 года бился с казахскими султанами. Именно за Сыгнак, как за столицу Ак Орды и Казахского ханства сражались и обустраивали город Урыс-хан (Акнияз), Барак -хан, казахские ханы Керей и Жаныбек.
Академик В.В. Бартольд описал грамоты из Сыгнака, а А.Ю. Якубовский, Б.Д. Греков и выдающийся татарский историк М. Сафаргалиев часто упоминают город Сыгнак, как очень крупный политический и экономический центр Ак Орды. Недалеко от Сыгнака находится кладбище акордынских и шейбанидских правителей; мавзолей хана Абулхаира успел срисовать в начале ХХ века французский востоковед Иосиф Кастанье. Тема Сыгнака и его роль в истории средневекового Казахстана нами изучалась в ходе подготовки курса лекций по истории Улуг Улуса-Золотой Орды, изучения истории Шейбанидов (Шибанидов). По данной теме были изданы и ряд исследований, уже вышедшие в свет. Полагаю, что в Сыгнаке и вокруг города находятся захоронения первых казахских ханов, батыров и биев. Например, не до конца ясно, где был похоронен хан Жаныбек и его ближайшее окружение, а последние годы их жизни были тесно связаны за сражения под Сыгнаком и Саураном.
Но что творят сегодня современные археологи из Международного Казахстанско-Турецкого Университета им. Яссави и Международного Института центрально-азиатских исследований из города Самарканда (Узбекистан)?
С 17 по 20 октября сего года мы, вместе с местными краеведами и журналистами, посетили городище Сыгнак. Как известно, интерес к городищу значительно возрос в связи с празднованием юбилея Улуг Улуса - Золотой Орды. В последнее время говорилось очень много о работе археологов: и лестное, и не всегда приятное. Но последние раскопки в округе Сыгнака просто поражают.
Например, раскопанные и разрытые, видимо, мавзолеи № 1, 2, 3 оставлены без консервации (Руководитель - Дм. Воякин). Самое печальное, что раскопки проводились наспех, и на мой взгляд с грубыми нарушениями правил. Например, само захоронение (зират) оставлено в открытом виде и ничем совершенно не защищено. Туда может пробраться любой желающий. Материалы лежат на виду, и любой прохожий может унести с собой мелкие старинные кирпичи, а может что-то и подороже. Между тем, это памятник средневекового периода и напоминает аналогичные захоронения Туркестана XIV-XVI веков. Как известно, это был период разрушения Ак Орды и становления Казахского ханства. Этот памятник, судя по убранству вполне может принадлежать одному из знатных людей династии шейбанидов или урусидов. Но так или иначе, любой памятник или артефакты, имеющий следы деятельности человека, имеют особую ценность.
Неизвестна судьба и останков человека, захороненного в этом некрополе. Как сообщают некоторые сведущие люди, что их якобы сдали в Кызыл-Ордынский областной музей. Но насколько нам известно, этот музей, также, как и другие, не обладает не только возможностями, но и правами на хранение и исследование таких артефактов. Может быть, только лаборатория в Назарбаевском университете имеет возможности по изучению генома человека. Таким образом, судьба останков этого средневекового человека остается неизвестной. Кто знает, может это останки Шах-Будаха - старшего сына Абулхаира, погибшего где-то в 1454 году, или Шах-Хайдара, погибшего уже в 1470-1472 годах, когда округ Сыгнака находился в руках шейбанидов? Или же это останки тимуридов или казахских султанов? Непонятно, почему останки, найденные во время раскопок, были вывезены, как уверяет Дмитрий Воякин, на территорию Узбекистана. Каким образом эти материалы пересекли границу? И куда смотрел уполномоченный орган по охране и использованию объектов историко-культурного наследия?
Совершенно разбросаны и ничем не защищена средневековая могила 4-х погребенных - мужчины, двух женщин и маленького ребенка. Все разбросано, вокруг нет ограды, могила осталась совершенно открытой. Местные жители рассказывали, что останки были преданы земле ими. Нами были сделаны и снимки, которые мы сегодня предоставляем.
Не лучшее впечатление оставляют раскопки самого Шахристана - цитадели городища Сыгнак. Археологи из Туркестана вели там раскопки. Уважаемый нами профессор Сайден Жолдасбаев болеет и его заменяют молодые специалисты во главе с Мэлсом Бактыбаевым.
Разрытые прямо в центре городища объекты материальной культуры защищены какими-то слабыми навесами, которые, наверное, и осень 2020 года не переживут. Раскопанные строения могут сильно пострадать от ветров, снега и дождей.
Но самое поразительное, если не преступное, заключается в том, что по территории самого городища ездили тяжелые тракторы, которые тотально разрушают все исторические памятники – дома, мечети, резиденции, дороги, все что попадает под их колеса. Как оказалось, этими тракторами вывозили земли, песок, глину из мест раскопок. Я повторяю, тракторы ездили по верху городища Сыганак, а не где-то внизу! Иначе, как нарушением эти деяния и не назовешь! К сведению, как правило, землю из раскопок выносят за пределы городища носилками или на телегах.
Мы совместно с присутствующими сняли на фото следы техники, разбросанные материалы и отправили их в Министерство культуры и спорта РК. Руководство Министерства оперативно откликнулось на мое обращение.
Неизвестно также, где хранятся артефакты, обнаруженные в местах раскопок. Эти памятники истории, все без исключения бесценны для истории. Глядя на такие безобразия, думаешь, лучше бы они вообще не вскрывали подобные комплексы! И очень серьезный вопрос: для каких целей проводятся такие дорогостоящие раскопки за счет бюджета? В развитых странах, например, принято после проведенных раскопок закрывать и консервировать такие места. Но до этого составляются подробные отчеты, они заслушиваются по инстанциям, а найденные материалы по всем параметрам сдаются по спискам. И раскопки должны были вестись строго по плану, а не так как кому хочется!
В последние годы участились разговоры о пропажах тех или иных артефактов, которые стали пополнять частные коллекции. И, видимо, неспроста, в последние годы резко усилилось число желающих получить лицензию для ведения именно археологических раскопок. Неоднократно говорилось, что некоторые спецы уже давно используют металлоискатели, варварски раскапывая курганы и городища. В народе их называют «черными копателями». И почему такая очень серьезная работа отдана бесчисленным ТОО, которые порою не имеют даже профессионально подготовленных специалистов по отраслям: генетиков, архитекторов, медиевистов, которые могут читать текст и совершить научный анализ?
Например, раскопали и разрушили ценный памятник. А что дальше? Были ли сделаны этими копателями открытия для науки? Проведен ли был генетический анализ найденных костей? Проведен ли сопоставительный анализ найденных артефактов? Каковы конечные результаты проведенных раскопок? Таким образом, нарушается сама система ведения поиска, выявления, учета, исследования и мониторинга состояния объекта историко-культурного наследия. И я хорошо понимаю доктора наук, профессора Мухтара Кожа из Шаульдера, обеспокоенного многочисленными нарушениями при ведении раскопок и реставрации памятников.
К огромному сожалению, случай в Сыгнаке далеко не единичен. Многие памятники материальной культуры, городища, курганы, захоронения по всему Казахстану варварски раскапываются, обворовываются и оставляются без консервации. Как к себе домой приезжают на лето «черные археологи» даже из соседних государств и копают себе в удовольствие, увозя с собой найденные дорогие ценности. И такая ситуация волнует и тревожит не только историков, но и многих граждан Казахстана.
В заключение позволю высказать ряд своих предложений.
1. Согласно закона РК «Об охране и использования объектов историко-культурного наследия», подобные объекты находятся под защитой местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения (ст. 4 и 5) и имеют статус памятников истории и культуры, внесены в Государственный список (реестр) памятников истории и культуры. Каждый такой памятник должен иметь оформленный паспорт.
Статья 10 названного Закона регулирует компетенцию уполномоченного органа. Тогда встает законный вопрос к управлению культуры Кызыл-Ордынской области: как такие нарушения происходят прямо у них под носом? Почему нарушаются правила статьи 10 и 13 данного Закона?
Статья 12 Закона регулирует лицензирование деятельности по осуществлению научно-реставрационных и археологических работ. Там же четко прописано, кто может получить подобные лицензии. Тогда возникает вопрос отвечают ли требованиям такие «спецы», которые так грубо и с нарушениями всяких правил ведут раскопки? На наш взгляд необходимо наделить особыми правами Институт археологии им А. Маргулана, который должен был стать центром и главным экспертом по данной работе.
Следующее предложение касается охраны и использования объектов историко-культурного наследия, а также учета исследования и мониторинга состояния объектов. Не секрет, что в последние годы в связи с бурным строительством новых дорог, промышленных предприятий, населенных пунктов к археологам или к «организациям с такими названиями» стали обращаться за авторитетным заключением. Полагаю, что данная работа должна производиться при участии государственных органов в целях упреждения нарушения законов. Постоянный контроль и мониторинг за соблюдением законов необходимо возложить на местные органы власти.
В целом в крайне кратчайшие сроки необходимы принять новые правила и новые законы по проведению археологических раскопок и сохранностью памятников. Самое главное – уже с 1 января 2021 года необходимо провести инвентаризацию объектов раскопок и завести государственные паспорта, идентификационные номера на каждый объект. Это работа Министерству культуре и спорта РК не по плечу, необходимо привлечь Министерство юстиции, таможенные органы для исправления ситуации.
Осмотр и фотографирование памятников округа Сыгнака нами, в присутствии уважаемых людей, были произведены в период с 15 по 20 октября.
Но к 26 октября, когда из столицы прибыла комиссия в лице сотрудников Министерства культуры и спорта республики, совместно с представителями госорганов, группа, копавших Сыгнак, давно прекратившая работы, срочно прибыла на городище и «заделала» открытые места в захоронении. Наверное, материалами из китайского цемента. Снимки их «работ» тоже имеются.
А следы, оставшиеся от гусениц трактора заровняли лопатой. И кого же они обманывают? Нас? Себя? Государство? Тема для разговора очень серьезная и мы ее продолжим. 2 ноября они же затеяли работу по захоронению останков. Тогда возникает вопрос, где же научные результаты?
P.S. Я хорошо знаком с историками-археологами и уважаю их за верность науке. Это ученые академики Зейнулла Самашев, Жакен Таймагамбетов, профессора Абдеш Толеубаев, Мухтар Кожа, Амантай Исин и другие. Поэтому мне совершенно непонятен подход к памятникам культуры нашей страны спецов, о результатах деятельности которых я сейчас пишу.
Городище Сыгнак – первая столица Ак Орды и Казахского ханства, ключевой город средневековья и требует особого статуса и особой защиты!
Напомним, что 2 ноября 2020 года Президент Казахстана К.К. Токаев подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры», где была значительно усилена ответственность за сохранность историко-культурного наследия.