0Укрепления ее суверенитета, воспитания гражданственности и патриотизма. К числу наиболее значительных вех в историческом прошлом казахов, как и у любого другого народа, относится время возникновения национальной государственности. Однако, эта проблема является до сих пор одной из наименее исследованных и в то же время дискуссионных в истории Казахстана. Причин тому много, но, пожалуй, самой главной из них является то, что на протяжении двух последних веков в исторической науке господствовала европоцентристское мировоззрение, согласно этой концепции все достижения человеческой культуры принадлежат европейской цивилизации, а история и культура аборигенных народов принижались. Не без влияния европоцентристских тенденций формировалась российская историография. А она имела прямое отношение к истории Казахстана. Дело в том, что первыми к ее изучению приступили русские исследователи. Они собрали и использовали в своих трудах огромный массив архивных материалов, а также отразили в них свои наблюдения о жизни и быте казахов. Вместе с тем, отдавая дань уважения трудам русских исследователей казахской степи, надо учитывать и то, что они не были в своем большинстве профессиональными историками, а являлись представителями официальных учреждений и отражали в своих трудах политические взгляды правительственных кругов Российской империи. И в советский период, не без влияния традиционного взгляда, продолжало иметь место принижение уровня социально- экономического и политического развития народов, включенных в состав российской империи. В свете унаследованной европоцентристской концепции пройденный евразийскими кочевниками путь интерпретировался как некая предыстория, а созданные ими государства рассматривались как примитивные образования или военные демократии, то есть догосударственные объединения, об этом красноречиво свидетельствуют труды советских ученых об истории народов Сибири и Центральной Азии. По их суждению аборигены указанных регионов вышли из состояния оцепенения и стали объектом истории лишь со времени «русского продвижения и присоединения». Тенденциозность подобных рассуждений очевидна и можно бы, на них не обращать внимания, если бы они не репродуцировались и в наши дни. С позиции отрицания государственности казахов в последнее десятилетие выступали писатель А. Солженицын, ученый и политик Г. Попов, историки В. Козлов и, к сожалению, бывший казахстанский историк В.А. Моисеев. Он, исследуя историю государственности казахов, пришел к «оригинальному» выводу, что Казахское ханство – название совершенно условное, казахское общество накануне и в начальный период присоединения к Российской империи не имело собственной государствености, находилось на ступени военной демократии. Смысл отрицания государственности казахов сводится к утверждению «условности внешних границ» Казахстана. Выстраивая такие аргументы, автор подводит читателя к выводам Солжницына о том, что Казахстан – это вовсе не самостоятельное государство, а всего лишь «мягкое подбрюшье России». По счастью, подобные высказывания относительно государственности казахов не отражают позиции большинства российских исследователей. Об этом свидетельствуют научные доклады известных российских ученых. Очень прискорбно, что отрицание казахстанской государственности исходит из уст государственных деятелей, таких как вице-спикер Госдумы РФ В. Жириновский.
Таким образом, проблема казахской государственности является чрезвычайно актуальной и имеет не просто историко-познавательное, но и политико-прагматическое значение. Следуя традициям советской историографии, современные казаховеды ограничивают хронологию казахской государственности датой провозглашения Казахского ханства, то есть второй половиной 60-х годов XV века. На наш взгляд, в данном случае происходит отождествление понятий «казахское государство» и «казахская государственность», что отнюдь не корректно. Дело в том, что указанные понятия хотя и одного порядка, но не тождественны. «Государственность» – категория более емкая и предполагает более широкие хронологические рамки, чем понятие «государство». Важнейшим принципом исторической науки является историзм, что предполагает признание пpичинно-cледcтвенныx связей исторических процессов, их непрерывность и преемственность. Если с этих позиций рассматривать ретроспективу казахстанской истории, то станет очевидным, что истоки казахской государственности восходят к эпохе гуннов, тюрков, к Западно-тюркскому каганату с центром в Семиречье, в г. Суябе, который охватывал всю территорию современного Казахстана. Традиции тюркской государственности были унаследованы и использовались в системе Империи Чингисхана и ее правопреемников. Свидетельство тому история государства Алтын Орда, в состав которого в ХІІ начале ХV вв. входила большая часть территории Казахстана. В своем интервью агентству «Хабар» у подножья горы Улытау Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил: «Улытау – священное место для каждого казаха. Это был центр для наших предков – гуннов и кок-тюрков, для Золотой Орды. Да и находится он в самом сердце Казахстана». Возникшие во 2-ой половине ХV в. Казахское ханство является правопреемником тюрко-монгольских традиций государственности.
Как отмечал Елбасы: «Нам всем есть чем гордиться, ибо наши предки оставили глубокий след в истории, оказали мощное влияние на судьбы народов Евразийского континента».
В своем выступлении Президент Н. Назарбаев сказал: «Керей и Жанибек в 1465 г. основали казахское ханство. С этого времени начинается история государственности казахов». Тем самым Президент поставил точку в дискуссии по поводу начала казахской государственности. В прошлом, 2015 году в нашей стране и за ее приделами широко отмечался 550-летний юбилей образование Казахского ханства. Мероприятия, посвященные этой дате прошли во всех регионах Казахстана. Международная научно-практическая конференция «От Тюркского эля к Казахскому ханству», организованные Институтом стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, состоялось в г. Москве 15–17 ноября 2015 года. На конференции в выступлениях ведущих ученных Российской Федерации и Казахстана отмечалось историческое значение в центре Евразии Казахского ханства. В последнее десятилетие стали активно разрабатываться проблемы отечественной истории через призму жизни и деятельности осевых фигур казахского государства. К числу таких выдающихся деятелей истории, безусловно, относится Президент Н.А. Назарбаев. Под его руководством Казахстан прошел сложный путь возрождения государственности казахов. Произошел переход от тоталитарного государства к демократическим ценностям, от социалистических форм хозяйствования к рыночным отношениям, через преодоление стереотипов мышления было сформировано новое общественное сознание, адекватное сути проводившихся в стране преобразованиям. Казахстан стал, узнаваем во всем мире. Сегодня страна вышла на новый этап государственного строительства. Важной вехой идеи «Мəңгілік ел» (Вечная страна) является стратегия «Казахстан-2050», предусматривающая вхождение Казахстана в число 30-и наиболее развитых стран мира.
К. АБУЕВ,
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова