Важным инструментом политики колонизации казахской степи являлась торговля. Для продвижения дешевого российского товара правительство закрыло караванные пути, ведущие их Китая и Бухары, тем самым принуждая к потреблению товаров из России. Таким образом, торговля стала культурным рычагом обворовывания простого люда. Казахская степь обратилась в точку сбыта недоброкачественного, не потребляемого городскими жителями, товара: чая, сахара, конфет и тому подобного. Для такого рода предметов торговли был даже придуман специальный термин «Киргизские (казахские) товары».
Русские купцы наживались на продаже таких изделий, увеличивая их стоимость в 10-15 раз. Еще одним источником прибыли послужили продукты скотоводства (шкура, шерсть, мясо и т.п.), которые закупались по очень низкой цене, а сбывались дороже в несколько раз. Такие условия благоприятствовали притоку всякого рода мошенников из России, что привело к учащению случаев грабежа и жульничества на степных просторах. Правила торговли по законам шариата, которые испокон веков соблюдались мусульманскими торговцами, были растоптаны. Так бытовой уклад жизни казахов, сформировавшийся с незапамятных времен, разрушил капиталистический строй России. Мирно существовавший кочевой народ начал платить налоги.
Русские купцы разбогатели благодаря обращению казахской степи в источник получения сырьевых продуктов. Строить на казахской земле очаги производства было не в их интересах. К примеру: Царь поддержал просьбу генерал-губернатора о недопущении строительства ткацкой фабрики на территории, богатого на хлопок Туркестанского края. Было решено не создавать конкуренцию Иваново-Вознесенской и Московской фабрикам России. По заключениям исследователя Жениса Марданулы, «Казахская степь была настолько подчинена русским купцам, что они могли вытворять все, что вздумают. Обманным путем они могли заставить добродушного казаха вспахать землю, в торговле они часто поступали бесчестно, не отдавали, положенную по сделке, плату, товар. Такие творили бесчинства. Правительство вместо прекращения несправедливости, защищало интересы колонистов».
Исследователь Сибирского края Н.М.Ядринцев писал в своих трудах, что после военной и государственной колонизации последовалапромышленная и торговая колонизация [2]. А ученый – краевед Г.Н. Потанин приводит такую мысль: «Россия все плохое отправляла в колонии, а самое хорошее забирала себе» [3]. О политике колонизации Царской России осуществлявшейся посредством экономической торговли подробно написал в своей книге ««Общественный строй казахов первой половине ХІХ века» академик Салык Зиманов: «Русские купцы и капиталисты приобретали у казахов шерсть и кожу по очень низкой цене и взамен продавали низкокачественную и дешевую продукцию, привезенную из Центральной России, таким образом, богатели они, разоряя казахов». Вот, что об этом писал русский ученый граф Сухотелень: «Казахи, как кочевой народ очень полезны для нас, потому что это единственный народ, который потребляет тканевую продукцию, следовательно, их нельзя подпускать к промышленности, а держать в полудиком положении» [5].
Данная политика проводилась и во время Советского Союза. Русские купцы для увеличения дешевой выгодной торговли в населенных пунктах, граничащих с землями казахов, открыли специальные торговые точки под одним названием «Меневой двор» (Айырбас қорасы). Они появились в этих городах: Оренбург, Троицк, Петропавловск, Омск, Семипалатинск, Усть-каменогорск, позже в Актобе, в Иргизе, в Атбасаре, в Таинше, Коянды и вдоль реки Шу. Русские торговцы сбывали казахам товары легкой промышленности по завышенной цене. Казахи были вынуждены менять их на скот.
По результатам 1912 года русские заработали на товарообмене в Акмолинском уезде 63 млн. рублей, на Оренбургском базаре только от продажи шкуры и шерсти они выручили 1 млн. 778 тысяч рублей [6]. Несмотря на очевидную выгоду, правительство не приветствовало торговлю на границе. Причина этому – отсутствие контроля налогов, поступающих от торговли.
Из записей 1771 года русского путешественника капитана Николая Рычкова, проехавшего через всю казахскую степь: «Крестьяне, переселившиеся на приграничные земли, свободно могли торговать, обмениваться товарами с казахами. Особенным спросом пользовались зерновые продукты. Русские крестьяне выращивали зерно в огромных количествах и обменивали его на коров. Но вскоре чиновники, занимающиеся сбором дани за скот и другие товары, запретили крестьянам и казахам вести торговлю между собой. По моему мнению, это было сделано для того, чтобы казахи для ведения торговли двинулись в сторону Оренбургской и Троицкой крепостей и там, с них можно было взимать пошлину [7].
Приемы, использованные русскими торговцами в проведении торговой колонизации:
- Все торговцы строго придерживались одной цены, чтобы казахи не могли повысить цены на продукты животноводства;
- Цены на российские промышленные товары все торговцы держали строго по одинаково завышенной цене.
- Они старались не покупать товары за деньги, то есть, в руки казахов не должны были попадать серебряники.
- Главная причина этому – купцы получали от товарообмена большую прибыль.
В результате такой политики развивалась неэквивалентная торговля. К примеру: пачка чая весом в 409,5 грамм, стоимость которой 25 копеек, обменивалась на половину туши барана, стоимость которой составляла – 1 рубль. 6-7 аршинов ситца (1 аршин –71 см. Цена -5 копеек) обменивалось на целого барана (стоимость ярки – 1 рубль, большого барана – 2 рубля). Самовар стоимостью в 7 рублей продавался за 20 овец.
Бекен КАЙРАТУЛЫ
исследователь, журналист, деятель культуры РК
Перевод: М. Ералы
1. Марданулы Ж. Шежіре.Ертіс – Баянауыл өңірі. 1-книга. – Павлодар: Дауа, 1995. – 49-стр.
2. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Этнографические и статистические исследования с приложениями статистических таблиц. – Спб., 1891. – С. 132.
3. Шонанұлы Т. Жер тағдыры – ел тағдыры. – Алматы: Санат, 1995. – 25-стр.
4. Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины 19 века. – А., 1958.
5. Царская колонизация в Казахстане. – Алматы: Рауан, 1995.
6. Мұқанов С. Халық мұрасы. – Алматы: Жазушы, 2005.– 74-стр.
7. Қайдар Ә. Қазақ қандай халық? – Алматы: Дайк-Пресс, 2008. – 257-б.
8. Красовский М. Область сибирских кыргызов. 2 том. – 186. – С. 292-294.