Суровые условия кочевой жизни наложили свой отпечаток на эту сферу традиционной культуры, сделав домашнее производство частью натурального хозяйства, направленного на удовлетворение нужд и потребностей членов семьи или рода, и редко — на обмен или торговлю. Присоединение Казахстана к России и бурное развитие капитализма в XIX в. привели к проникновению в центральноазиатские степи товарно-денежных отношений и началу выделения ремесла из натурального хозяйства. Тем не менее продукция традиционных промыслов продолжала отвечать запросам в первую очередь кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства. В казахском обществе наблюдалось четкое разделение ремесленного производства на мужское и женское. Мужское включало в себя такие виды промыслов, как кузнечное, ювелирное, столярное, кожевенное, косторезное, камнерезное дело, в то время как прерогативой женщин были обработка шерсти, ткацкое дело, вышивка, плетение и т. п.
Деревообрабатывающее ремесло предоставляло населению множество предметов, необходимых для введения хозяйства и повседневной жизни. Весьма ценной продукцией, изготовляемой мастерами по дереву, были многочисленные элементы каркаса юрты. Изготовление раздвижных секций основания кочевого жилища (кереге), купольных жердей (уық), обода-навершия (шаңырақ), дверей (есік) требовало значительной квалификации. Производство деревянных частей юрты было особенно распространено в северных районах Казахстана, более богатых лесом, в частности, в Кокчетавском уезде. Некоторые деревянные элементы, в первую очередь двери и круговое навершие, покрывались резным орнаментом. Затейливой резьбой, в основном элементами растительного орнамента, покрывались и предметы деревянной мебели: лари (кебеже) и шкафчики (асадал) для хранения продуктов и посуды, шесты-вешалки для одежды (адалбакан), кровати (төс-ағаш), а также различная деревянная посуда и прочие предметы быта. С развитием земледелия возрастала необходимость в орудиях для обработки земли и обмолота урожая, также изготовляемых из дерева. В ремесле мастеров по дереву важную часть составляло производство седел (ер).
Потребности кочевого хозяйства удовлетворяло и кузнечное производство (ұсталық), основанное на привозном сырье и поставляющее всевозможные элементы конской упряжи, стремена, подковы. Также изготавливались металлические детали пахотных орудий, серпы, ножи и т.п. По мере массового притока более дешевых товаров фабричного производства на внутренний рынок объемы и значение традиционного кузнечного ремесла снижались.
Весьма развитым у казахов было ювелирное дело (зергерлік). Хотя местные ювелиры и владели техникой напыления золотом, но их основным материалом являлось серебро. Существовало множество техник обработки металла: отливка, ковка, штамповка, чеканка, насечка и др. Для производства ювелирных украшений использовалось как привозное серебро, так и российские серебряные монеты. Наиболее популярными среди женских украшений были всевозможные браслеты, кольца, перстни, подвески и серьги. Изделиями ювелирного производства украшалась также одежда казахов.
Близким к ювелирному делу было косторезное ремесло (сүйек өндеу). Специально выделанные костяные пластинки (часто использовались рога копытных животных) применялись при инкрустации различных предметов мебели. Кость и рог также шли на изготовление рукояток кинжалов, ножей и плеток.
Предметами ежедневного обихода казахов были многочисленные изделия из кожи. Обычно каждая семья самостоятельно занималась выделкой шкур, получаемых как от домашних животных, так и в результате охотничьего промысла. Из обработанных шкур изготавливалась разнообразная теплая зимняя одежда — меховые шапки, шубы и тулупы. На многие кожаные предметы с помощью специальных штампов наносились тиснение. Важнейшее значение в условиях кочевого хозяйства приобретало изготовление кожаных элементов конской сбруи: подпруги, узды, нагрудников, подхвостников, кожаных седел и т.п. Из кожи шились сосуды для переноски воды и хранения кумыса. С выделкой и обработкой кожи было тесно связано сапожное ремесло (етікшілік). В кожевенном производстве (тері өндеу), находившемся по большей части в компетенции мужчин, принимали участие и женщины.
Домашние промыслы всецело являлись прерогативой женской части населения. Производство предметов домашнего быта в значительной степени базировалось на сырье из собственного хозяйства — шерсти овец, верблюдов, пухе и волосе коз, конском волосе, коже. Важную часть домашнего производства составляло изготовление и обработка войлока (киіз басу), использовавшегося для различных целей, но в первую очередь для покрытия юрты и ее внутреннего убранства: в частности, простые кошмы — киіз, напольные войлочные ковры — текемет, преимущественно постилочные стеганые ковры — сырмақ. Весьма самобытными были парадные настенные вышитые ковры — тұскиіз, которые нередко также нашивались на войлочную основу.
Продукция ткацкого производства также находила широкое применение в юрте. Узорные ленты бау, которой войлочное покрытие крепилось к каркасу юрты, и басқұр, которой связывались основания купольных жердей по всему периметру юрты, изготавливались на ткацких станках во всех регионах Казахстана. Довольно широкую географию имело производство ковров — изготавливались как безворсовые, так и ворсовые ковры. Наиболее распространенным типом коврового изделия была алаша, сшитые из тканных полос, которые постилались на пол или вешались на кереге юрты.
К древним промыслам относится и плетение циновок (ши тоқу), на изготовление которых шили стебли степного камыша — чия. Вышивка (кесте) не получила в Казахстане столь сильного развития, как в южных оседлых регионах Центральной Азии, однако составляла важную часть в традиционных занятиях казахской женщины. Вышитыми растительными орнаментами покрывались элементы одежд: рукава, вороты, подолы платьев, головные уборы, а также полотенца, покрывала и настенные ковры.