Настоящее имя героини этой статьи — Нуриля Мизамбеккызы Шайхы. Она жила на рубеже VI-VII столетий и происходила из знатного рода. Нуриля была третьей женой батыра Байдибека, от которого произошли такие известные роды, как ошакты, шапырашты, албан, суан, ысты, дулат.
Счастливая судьба одарила Нурилю способностью предвидеть будущее, что она неоднократно доказывала на деле. Сама она была небольшого роста, кругленькая такая, полненькая женщина, и потому в народе ее прозвали «Домалак ана», что в переводе с казахского значит «кругленькая мать». Народ признавал ее матерью казахских матерей. Кого еще при жизни признали матерью всего народа, кто еще удостаивался чести быть равной древней богине Умай — хранительнице домашнего очага, уюта и счастья?
Примером того, что эта женщина, живя среди обычных людей, ничем значительным от них не отличаясь, в сердце и в мыслях всегда держала думы и заботы о народе, служит следующий случай.
Муж Домалак аны, известный за пределами нашей страны бий-судья Байдибек, владел бесчисленными табунами лошадей, стадами верблюдов, многочисленными отарами овец. Занимался он также торговлей, нагружал множество караванов тюками с товаром, в общем, был очень богатый человек.
Время, в которое жили Домалак ана и бий Байдибек, было временем тревожным, смутным. О нем существует такая пословица: «Не говори, что нет врага, если ты его не видишь». Однажды многочисленный отряд врагов, миновав алатау, обрушился на предгорья Каратау, где паслись табуны бия Байдибека. Враги разгромили немногочисленные аулы, находившиеся там, и угнали тучные и тысячеголовые табуны коней. Сам бий Байдибек отсутствовал, находясь в дальней поездке. Услышав о том, что на его землю напали враги, он стал срочно собирать войско, в которое вошли и шестеро его сыновей от старшей жены Сары, и собрался идти в поход, в погоню за врагами. Тогда Домалак ана обратилась к бию Байдибеку и сказала ему следующее: «Муж мой, главный тотем-хранитель, основа и хозяин твоих табунов через шесть дней, не подчинившись угнавшим их барымчатам-разбойникам, возвратятся к нам. Не гоняйся понапрасну за врагами, пусть люди, которые хотят вместе с тобой принять участие в этом походе, останутся живы».
Но бий Байдибек, сильно разозлившийся на проделки врагов, не послушал ее слов. Он отправился в поход. Не зря говорят: «Кто не задумался над словами, то получит по заслугам». Когда отряд бия достиг перевала, который называется Кийк, он настиг врагов и вступил с ними в бой. Но врагов было очень много, они были готовы к погоне и не дали казахским воинам взять верх над собой. В том сражении погибли шестеро сыновей бия Байдибека. Их похоронили у местечка Три Карасая, и ни с чем возвратились назад.
И вот через несколько дней, как и говорила Домалак ана, саврасый жеребец, стоявший на привязи, стал беспокойным, начал громко стучать копытом в землю, стал беспрестанно ржать и ржать. В тот же день перед вечерней молитвой на горизонте показались клубы густой пыли, и табуны Байдибек бия возвратились в свой родной аул. Так сбылись слова Домалак аны, которая не отлучаясь ни на миг из дома, возвратила назад угнанные табуны коней.
Домалак ана похоронена на плато Боген, где соединяются две реки. Ее мавзолей в окружении голубых гор виден издалека. Она и сейчас, мать матерей, продолжает нести свою службу, желая степному народу только добра и счастья.
Материал подготовил Мирас Нурланулы