Собака, считающаяся одним из семи богатств казахов и стоящая во главе их, входит еще в число двенадцатилетнего календаря. Из древнетюркских источников известно, что слово «ит» (собака) имеет очень раннее происхождение, и не подверглось изменениям. В любом из тюркских языков это слово по звуковому составу почти не различается. К примеру: по-татарски «эт», по-тувински «эт», по-узбекски «ит», по-туркменски и по-кыргызски «ит». Если обратиться к языкам Саха и чувашей, считающихся самыми древними среди тюркских, то мы увидим: «ит» (саха), «йыта» (по-чувашски). Учитывая звуковое соответствие между собой тюркских слов, по закономерности перестановки звуков: «а-и» и «д-т» можно допустить возможность изменения корня «ад» в слове «адай» на «ит» (хакасы называют собаку «адай»). Даже эти малые сведения дают понять, что слово «ит» имеет в тюркском языке глубочайшие корни.
Смысл и тайна названий охотничьих собак в казахском языке — кумай и тазы (борзая) — еще не разгаданы. В некоторых тюркских языках эти названия встречаются. Кумай изображается в виде грифона и означает сказочную птицу самурык (симург). Связь его с охотничьей собакой проводят от легенды, в которой у грифона в одном гнезде вылупляются гусь и борзая собака. Видимо, казахи, мечтавшие о быстроногой собаке, приписывали ей «крылатость» и уподобляли птице.
Что бы там ни было, собака занимает свое заслуженное место среди семи достояний казахов. Однако здесь имеется ввиду не любая собака, а именно борзая. Наряду с быстроногим конем, ловчим беркутом и метким ружьем она является неразлучным спутником мужчины. Конь крыло джигита, собака — ухо дома, беркут — кормилец, ружье — средство защиты (возможно в старину это был лук) — все они имеют свои законные места в сокровищнице.
Собака, то есть прирученный волк, в древние времена был спутником первых охотников (19-7 тысячелетия до н.э.). По сей день северные народы облагораживают некоторые породы собак (хаски, маламут) путем скрещивания их с волками. С давних пор в мифах многих народов мира собака считается другом человека, помощником и союзником. В эпоху поздней бронзы собака наряду с коровой и овцой входила в группу приносимых в жертву животных. При раскопках города Сарайчик были найдены скелеты четырех собак: две собаки были погребены в глиняной камере, видимо, они были из одного выводка. Другие две собаки похоронены отдельно. Находка относится к XIV — XV вв. Традиция хоронить прославленных скакунов и породистых борзых собак как людей имеет глубокие исторические корни.
Собаки, чьей первоначальной обязанностью было сторожить жилища людей, со временем стали помогать и в охотничьем деле. С интенсивным развитием скотоводства появились породы собак пастухов. Северные народности запрягали этих четвероногих в нарты, в Юго-Восточной Азии выращивали на мясо.
Тотем собаки является культом эпохи матриархата. В IV — VI вв. до н. э., вплоть до появления гуннов, в племенах саков и массагетов, а в Средней Азии — до прихода зороастризма существовал культ собаки.
Начиная со звериного стиля саков в наскальных рисунках, вместе с образами оленей, косуль, сайгаков, ирбисов имеются и изображения сцен охоты с собаками.
Найденные в Саймалыташе останки собак относятся к раннему каменному веку. Скелет самой древней собаки, обнаруженной на территории Казахстана, датируется с XIV в. До н. э. — это кремированные останки двух собак из Буенского кургана (близ Капала) с сохранившимся черепом и несколькими костями.
В середине 1 тысячелетия до н.э. в Средней Азии и соседних с ней районах распространился обряд погребения собак., как отдельно, так и вместе с хозяином. Голова собаки в склепе Жынгильды в Хорезме, собака, погребенная у родника Каргай, в долине реки Чу в эпоху уйсуней, кости собаки в оссуарии в некрополе Токкала — все это свидетельствует о том, что в древности в Среднеазиатском регионе имел место культ собаки. Считалось, что собака так же, как и лошадь, является проводником в мир иной. Следует отметить, что только на территории Узбекистана при изучении сорока археологических памятников, относящихся к промежутку времени от мезолита до средневековья, найдено около двух тысяч собачьих костей.
Множество сведений о собаках изложены в знаменитом памятнике древности — Авесте, где говорится, то люди тех времен сравнивали самых священных животных с собакой. К примеру норку называли «водяная собака», ежа — «колючая собака». В связи с тем, что собака превратилась в преданного друга человека, его защитника, стражника, верного слугу, в народном сознании сформировалась целая система верований и поверий, примет и обрядов. В языческих религиях много народов собаке приписывали связь с потусторонним миром и называли «вестницей» смерти. В мифологии разных народов собака стоит на границе между жизнью и смертью, между двумя мирами, являясь посредником между душой и телом.
Имеются археологические свидетельства того, что древние жители Казахстана во время возведения дома приносили в жертву собаку и закапывали ее тело под порогом. Эти сведения перекликаются с казахской легендой о построении Ак-Мечети, в которой рассказывается о том, что в городской стене была замурована собака. Понтия казахов о четырехглазых собаках созвучны мифу о собаке царя ведического царства мертвых бога Ямы. Зороастризмы верили, что собака защищает от порчи, сглаза и нечистой силы. Казахи связывают с собакой многие другие обряды и поверья, о которых я расскажу вам в следующей статье.
Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ