В жизни многих народов явно прослеживаются элементы шаманства, которые произошли из верований шаманизма. Так, тюрки, которые в свое время отличались передовой цивилизацией, отводили главное место шаманским способностям, верховные правители кочевых империй при управлении государством прибегали к помощи шаманов — баксы. Кроме того, люди, чувствуя свою беспомощность перед природой, не знали другого пути спасения от болезней и напастей. Все это укрепило «власть» баксы среди народа.Таким образом, зародившийся в тюркские времена шаманизм и при кочевой цивилизации не утрачивает своей актуальности. Ислам не отрицал существование бесов, чертей, духов, которых вызывали шаманы, но установление связи с ними было причислено к ряду тяжких грехов. Политика советского правительства стала препятствием для развития шаманизма. Уже позже, когда страна обрела независимость, время от времени стали проявляться его слабые признаки.
Научный взгляд на шаманизм в казахской степи
Байтенова Нагима, заведующая кафедрой философии и методологии науки, доктор философских наук, профессор, в своей статье «Верования древних тюрков» приводит следующие факты о шаманизме: «Религия народа, верования и взгляды считаются факторами, оказывающими огромное влияние на его историю, духовно-культурную, политическую жизнь. У казахов слово «баксы» более распространено, нежели шаман. По нашим рассуждениям, баксы — один из вариантов шаманства, приспособленный к быту казахского народа. Шаманы играли важную роль в социально-политической жизни родов и племен до распространения мусульманской религии. Их основная функция заключалась в предотвращении опасных для человека и общества явлений. Баксы, впадая в транс, нейтрализовывал накопившуюся в обществе негативную энергию, тем самым, гармонизируя жизнь общества. С распространением ислама на территорию Средней Азии и Казахстана шаманов стали принимать за людей, вступающих в контакт с дьяволом и демонами. В обществе сформировалось двоякое мнение относительно них. С одной стороны их боятся, потому что они способны воздействовать на человека. Именно поэтому баксы живут обособленно на окраине деревни. В повседневной жизни к ним не приходят без особой надобности. С другой стороны, считалось, что заболевшего неизвестным недугом мог излечить только шаман. Кроме того, только он мог предупредить болезнь. Во времена главенствования ислама шаманы, лишись роли, регулирующей жизнь общества, и занимались только знахарством».
Потусторонняя сила — помощники баксы
Слово «баксы» произошло от чагатайского «бақшы». Шаманам приписывалась способность контактировать с силами потустороннего мира, предсказывать будущее, врачевать, ворожить, пророчить. Казахский народ причислял к светлым силам — духа предка (аруақ), ангела (періште), фею (перизат), а таких существ, как дьявол (шайтан), злой дух (жын), албасты (демоническое существо), жезтырнак (злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с орлиным носом и огромными медными когтями), опасались, от них старались уберечься. Шаманы по-своему называли всех этих сущностей, которые являлись им в различном облике. С их «помощью» баксы демонстрировал и искусство гипноза.
Шаманы занимались и гаданием
Во все времена народ верил в способность шамана предвидеть будущее, вершить человеческую судьбу, в то, что он способен распознавать мысли, открыто рассказывать о прошлом, вызывать природные изменения, изгонять духов.
Еще одно качество, присущее баксы — врачевание
Казахские баксы способствовали выздоровлению больного посредством действия на нервную систему, играя на кобызе, произнося неясные речи, общаясь с духами, впадая в гипноз, жонглируя.
Один из примеров влияния баксы на ход историко-политических событий
В окружении Аттилы — правителя гуннов, жившем в V веке, всегда находилось много шаманов. Они заранеее предсказывали царю все важные события. Так, баксы правителя, разложив кумалаки, рассказал об исходе битвы на Каталаунских полях 451 года. Пророчество исполнилось в точности.
В народной музыке сохранились шаманские напевы
Хотя в древние времена баксы и использовали такие ударные инструменты, как асатаяк, кепшик, дауылпаз, но их основным музыкальным атрибутом являлся кобыз. Напевы шаманов — важное, крайне необходимое для исследования стилевых особенностей и исторических основ народной музыкальной культуры наследие. И хотя эти мотивы не схожи друг с другом, однако их некоторые стилевые особенности можно дифференцировать: музыкально-мелодичные — не превышающий октаву диапозон, смешанные метрические единицы и мелодии, близкие к диатонической или хроматической гамме, составляют целую систему звуков.
Своеобразный образ жизни и форма одежды баксы
Головной убор тюркско-монгольских шаманов схож с «малахаем», который надевают американские индейцы. Его изготавливают из птичьех перьев. Вместе с тем неотделимым атрибутом шамана являются различные музыкальные инструменты.
Гульжанат АБДИМОМЫНОВА