У казахов есть одно замечательно качество: какими бы жестокими у них не были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушали слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят «слова». Когда Хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо Контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана.
В наше время есть люди, которые особенно чтят слово, знают ему цену — это журналисты. Острое слово придает статьям журналистов крылья, а писательскому перу легкость.
Первой казахской женщиной-журналистом была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась в городе Торгай 27 июля 1887 года. В тот период у городских девушек не было таких преград, как в ауле. Одарённая и целеустремленная Назипа в 1902 году завершила обучение в Костанайской русско-казахской гимназии, и в 1903-04 годы преподавала в учительской семинарии.
В судьбе Назипы есть эпизод, который показывает ее смелой и волевой. В те времена бедные и старые родители Назипы, задолго до ее зрелого возраста получили за нее калым — плату за невесту. Она отказалась выходить замуж не по любви, но степные обычаи обязывали ее вернуть калым, для возврата которого, у ее семьи не было средств. В этой непростой ситуации Назипа обратилась за помощью к областному военному прокурору и в итоге получила ее.
Далее Назипа вышла замуж за избранного ею Нургали Кулжанова, преподавателя Джетыгардинско-Чубарской волостной школы. Он был человеком известным, одним из выдающихся просветителей тех времен. После событий 1905 года в России, дабы избежать излишних неприятных слухов со свадебными делами, молодожены уехали в Семипалатинск, в места духовного расцвета. Назипа уже в 1913 году получила полноправное членство в группе «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения русского географического общества.
Назипа просто обожала поэзию великого Абая. С 26 января 1914 года она провела серию вечеров, которые были посвящены десятилетию со дня кончины великого поэта. Ею были собраны широкие публики, где пропагандировали высокое поэтическое искусство, читали стихи, знакомили читателей и слушателей с творчеством поэта. О впечатлениях от этих вечеров известный исследователь Востока Г.Н. Потанин оставил следующие строки в Омском географическом обществе: «И, правда, казахский народ музыкален, голоса чистые, звонкие. Певцы очень искусно исполняют песни».
С тех времен началась ее общественная и политическая жизнь. В газетах «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» публиковались ее многочисленные статьи. Назипа уже в 1917 году принимала участие в съезде казахов Семипалатинской области и вошла в состав Правления съезда. Творчество Назипы приходится на период становления казахской советской литературы (1917-1929). Такие ее труды, как «Нужная работа», «Взгляд на нашу литературу», «Казахская литература», «Поэтесса Шолпан», «Театр Семипалатинска» — это объемные исследования проблем литературы и искусства, и поэтому они достойно занимают свое место в истории литературы. Беспристрастный, но пылкий душой журналист не останавливается на достигнутом, она активно принимала участие в развитии народа и страны. Многие замечали, что Назипа писала глубокие статьи, перо ее было пронзительным, но полезным обществу. В эти времена женщин-журналистов не было. Она мастерски писала статьи, поднимая в них злободневные проблемы женщин. Назипа умела, как никто, найти нужные слова. На женскую тему ею написаны философские размышления «Общий женский праздник», где она определяет место женщины в общественной жизни, ее роль в семье. «Все мы — молодые и старые, девушки и юноши — все свои умения, сознание должны направить на учение», — писала она. И еще: «Неграмотный человек — получеловек. Женщина — мать народа. Только образованная, умелая, свободная женщина способна вывести свой народ на уровень передовых народов».
Известный поэт Султанмахмут Торайгыров посвятил Назипе Кулжановой поэму «Знакомство». Он подчеркнул такие ее достоинства, как честность, женственность, отзывчивость и деловитость. «Последнее качество, — пишет поэт, — отсутствует даже у многих мужчин».
Назипа Кулжанова известна не только как первая казахская женщина-журналист, но и как педагог-ученый и прекрасный переводчик. Благодаря ее таланту произведения Абая, Ибрая, Габита читали на русском языке. А казахи смогли познакомиться с произведениями Льва Толстого, Максима Горького, Александра Куприна, Владимира Короленко и других западноевропейских писателей.
По просьбе Назипы русским композитором Александром Затаевичем была написана музыка к песням «Плач Кадыра», «Гайни-ау, саулем».
В 1920 году Назипа Кулжанова стала членом Комиссии Народного Комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг. Она известна также, как главный специалист по подготовке казахской азбуки.
В период 1923-1925 годы она трудилась в журналах «Қызыл Қазақстан», «Әйел тендігі», а также сотрудничала с газетами «Айкап», «Қазақ», «Бірлік туы», «Алаш». В 1922 году Сакен Сейфуллин стал Председателем Народных Комиссаров Казахской АССР и одновременно редактором газеты «Еңбекші қазақ», в которую пригласил Назипу и ввел ее в состав редакционной коллегии.
Первая редакция газеты «Еңбекші қазақ»
Она быстро завоевала авторитет и стала одним из известных авторов. У нее были и книги — «Традиционное воспитание в школе», «Воспитание матери и ребенка», — которые актуальны и сейчас. В эти годы она постоянно советуется, общается с Сакеном Сейфуллиным, Биимбетом Майлиным, Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Мукановым, Габитом Мусреповым, Молдагали Молдабаевым, Амангали Сегизбаевым.
В 1929 году Назипа вынуждена была уйти на творческую работу в домашних условиях. Хотя архивные материалы и свидетельствуют об ухудшении ее здоровья,но похоже, что была она в опале за то, что общалась с алашординцами. В марте 1934 года в Алматы Назипа Кулжанова умерла от продолжительной тяжелой болезни.
Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ