Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Традиционная жизнь в степи: Пять фактов о колыбели, о которых мы не знали ранее

2013
Традиционная жизнь в степи: Пять фактов о колыбели, о которых мы не знали ранее - e-history.kz
Бесік – это наследие, оставшееся от наших кочевых предков

Как появилась колыбель?

Как гласит легенда, первая колыбель (бесік) появилась в окрестностях Жетысу и Алтая во времена бия Айыркалпак Айдархана. Отец Айдархан бия – известный Мизам баб садил деревья и леса в казахской степи. Мизам баб прожил 150 лет, и за это время из тех саженцев, что посадил Мизам баб, выросли прекрасные сады.

Узнав о том, что Мизам Баб скончался, китайцы сожгли лес из зависти. В то время сам Айдархан бий был далеко от этих мест. Отец явился ему во сне, и сын Мизам бабы спешно вернулся домой. Когда он увидел, что густой лес превратился в пустынную местность, то сильно опечалился. Он собрал уцелевшие после пожара деревья и отправился домой.

Но жизнь продолжалась... Айдархан бий женился, у него родился первенец, но ребенок плакал, не переставая. Не могли помочь даже самые знатные лекари. Внезапно плач младенца стих. Смотрит Айдархан бий и видит, что подле ребенка сидит старец в белом одеянии, который, положив младенца на сохранившиеся после пожара ветки деревьев, покачивает его. Когда Айдархан бий приблизился, то старец неожиданно исчез. Бий Айыркалпак Айдархан соорудил из этих веток некогда прекрасного леса, который сажал его отец, колыбель.

Так, колыбель стала неотъемлемой частью жизни кочевого казахского народа. Оригинал данной легенды сохранен в книге «Салт-дәстүр сөйлейді».

7c3d649dca7eef013b946b1429f76c6d.jpg

Колыбель полезна для детского здоровья

Во-первых, у младенца, засыпающего в колыбели, хорошо развивается вестибулярный аппарат. А когда ребенок подрастает, то его уже не будет тошнить верхом на лошади или при поездке на транспорте, потому что в детстве его качали в колыбели. Во-вторых, ноги ребенка, которого укладывали в колыбель, будут ровными, а телосложение – красивым. Все это благодаря тартпа бау – ремешкам для связывания младенца, которыми его повязывают в двух местах: на коленках и на груди. Они, сдавливая ноги и руки, постоянно держат их в одном положении. Именно по этой причине руки-ноги собраны, а движения становятся энергичными. В-третьих, в колыбели предусмотрены такие гигиенические устройства, как шумек и тумек, благодаря которым ребенок даже без подгузников сможет оставаться сухим и чистым. Кроме того, у лежащего на спине ребенка формируется ровный скелет, прямая осанка. В-пятых, жабу – покрывало, которым сверху накрывают колыбель, защищает ребенка от насекомых, от холода и палящего солнца, а также от различного рода опасностей.

Бесікке салу (укладывания в колыбель) – главная церемония

8f879ba36d1ae0bcd03842dde958d135.jpg

Конечно же, все знают о церемонии бесік той, имеющей глубокое воспитательное и психологическое значение.

После того, как младенцу исполняется 40 дней, проводят церемонию «Бесік әкелу». Колыбель для первенца приносят родственники по линии матери ребенка. Этот обряд укрепляет родственные отношения двух сторон. Перед тем, как уложить ребенка в колыбель, всеми почитаемая бабушка проводит обряд очищения огнем.

Значение пословиц и поговорок о бесік (колыбели)

Колыбель – это наследие, оставшееся от наших кочевых предков. Мухтар Ауезов говорил: «Ел болам десең, бесігіңді түзе»! – «Государство начинается с колыбели».

«Бесік» имеет большое не только материальное, но и духовное значение. Колыбель – это неизменный символ родной земли, нежных объятий матери, воспитания.

Кроме того, есть пословица, сказанная по отношению к холостым парням: «Есік көргенді алма, бесік көргенді ал» – «Не бери девушку, побывавшую замужем, бери ту, которой пели колыбельную». Пословицы о колыбели распространены и у других народов.

Приметы и поверья касательно колыбели

«Казахский народ считал священным шанырак, колыбель и порог. Казахи никогда не наступали ногами ни на один из данных предметов. Во все времена эти три вещи были связаны друг с другом. Даже когда они приходили в негодность, их предавали огню, после чего золу закапывали», – говорится в некоторых фактах.

Пустую колыбель нельзя качать, кроме того, бесік  покупают только после рождения ребенка. Вместе с тем, нельзя торговаться при покупке колыбели, ее нужно приобретать по установленной продавцом цене.

С течением времени некоторые приметы устаревают, теряют свой первоначальный бытовой смысл. Например, никогда нельзя оставлять колыбель не накрытой, нужно хотя бы привязать платок к верхней перекладине колыбели, нельзя садиться на правую сторону колыбели. Данные поверья канули в лету...

Статья написана в рамках 86 и 87 шагов раздела «Идентичность и единство» программы «100 конкретных шагов» по вхождению в число 30 самых развитых государств мира.

Гульжанат АБДИМОМЫНОВА


Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?