Динмухамед Кунаев и Зухра
Шариповна
Динмухамед Ахмедович считал каждый день, прожитый с любимой супругой Зухрой Шариповной. Говорил: «Я с женой прожил 50 лет 6 мес и 2 дня». В конце сентября 1939 года Кунаев вылетел из Балхаша в Алма-Ату. Провел много встреч с деятелями ЦК. В этот же вечер встретился с Зухрой.
Рассказал ей, что теперь будет работать в Риддере и спросил: «Как ты смотришь, Зухра, если в Риддер мы поедем вместе?» Это было признание в любви и предложение Зухре стать его женой. Она согласилась, и это были самые счастливые дни жизни Динмухамеда Ахмедовича Кунаева. Вот, что говорил об этом сам Динмухамед Ахмедович:
«Я благодарю судьбу, что соединил жизнь с любимым, чутким, внимательным и обаятельным человеком. Наша веселая свадьба состоялась 18 октября на квартире у моей старшей сестры Амины Ахмедовны. Нашими гостями были мои товарищи по институту, преподаватели Казахского горно-металлургического института, инженеры Жаксыбаев, Кравченко, дядя Зухры Гариф Шарипович с молодой женой. Гостями нашей свадьбы были и мои сестры…». Детей, к сожалению, у супруг Кунаевых не было, но это им не помешало прожить долгую совместную жизнь.
Ахмет Байтурсынов и Бадрисафа Мухамедсадыккызы
Неизменной спутницей жизни Ахмета Байтурсынова была его любимая жена. Будучи учительницей в русско-казахской школе в с. Аулиеколь, познакомилась с Ахметом Байтурсыновым. В этом же 1896 году они бракосочетались в мечети города Троицка. С этого времени Александра Ивановна начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя – Бадрисафа Мухамедсадыккызы. В народе до сих пор из уст в уста передаются легенды об их чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через всю свою жизнь, полную лишений и страданий.
Ильяс Есенберлин и Диляра Жусупбекова
Диляра и
Ильяс познакомились в оперном театре..Любовь между молодыми
людьми вспыхнула мгновенно. Да и не мог девушке не понравиться бывший офицер с
медалями на френче. Разве что он сильно хромал и не расставался с тросточкой –
последствия тяжелого ранения в ногу давали о себе знать.
Вроде все было хорошо и это была выгодная партия для Есенберлина, особенно с точки зрения сегодняшних меркантильных женихов – дочь министра юстиции Казахстана Хамзы Жусупбекова, но вот только репрессированного и расстрелянного. То есть Диляра была дочерью "врага народа" и автоматически входила в категорию ЧСИР (член семьи изменника родины). Отношения с такой девушкой сразу бы поставили крест и на карьере, и на судьбе любого. Кстати, Диляра сразу предупредила Ильяса, что она дочь репрессированного. Обычно после такого признания многочисленные кавалеры быстро исчезали. Но не таким был Ильяс Есенберлин. В ответ на это признание он тоже признался: "Я люблю тебя. И хочу, чтобы ты стала моей женой". Ильяс Есенберлин очень любил и уважал свою Диляру. Она оказалась достойной такого отношения и разделила с Ильясом его сложную жизнь; она вдохновляла его на творческие искания и спасла от тяжелого недуга. Ильяс выбрал себе в спутницы жизни не просто красивую девушку, а человека, на чью долю с юных лет досталась столько трагических и драматических событий, что можно только удивляться, как она все это выдержала, не сломалась и не очерствела душой.
Сабит и Мариам Мукановы
Вместе супруги прожили чуть менее полувека. Жизнь Мариям Мукановой подтверждает слова, что "за каждым великим мужчиной стоит великая женщина". Мариям апай была не только первым читателем, критиком и советчиком Сабита Муканова, но и его музой. Она знала многих представителей эпохи великих литературных деятелей прошлого века, оказывала всевозможную поддержку мужу. А о гостеприимстве женщины слагали легенды. Вместе они воспитали шестерых детей. Доброта и мудрость - главные качества супруги писателя - помогали Сабиту Муканову полностью сосредоточиться на работе. Для многих людей она являлась примером того, какой должна быть настоящая мать и жена. Мариям апай говорила, я счастливая женщина, прожила с Сабитом 47 лет и мне не на что жаловаться. Буду счастлива, даже если сейчас меня бог к себе заберет.
Сакен Сейфуллин и Гульбахрам-апай
Когда Сакена арестовали, Гульбахрам было всего 28 лет. Всеми покинутая, отвергнутая, Гульбахрам вынуждена была искать приют у своих родственников. По дороге к ним умер маленький сын Аян. В горе, смятении она даже не запомнила остановку - место погребения. Могила Аяна будет найдена только через десять лет после ее смерти. Очнувшись от шока, она снова обрела силы к сопротивлению, к борьбе. Обивала пороги НКВД, узнавая о судьбе Сакена, Познакомилась она и с прелестями АЛЖИРа (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Но ничто не могло ее унизить. Она знала, что должна выжить и быть достойной своего любимого. Когда Сакена посмертно реабилитировали, Гульбахрам приехала на празднование его юбилея в Караганду, привезла всем подарки и ходила на все собрания. Глаза ее сияли радостью от того, что дело Сакена признано, но в душе не заживала рана: она умерла вместе с Сакеном, сохранилась лишь оболочка живого человека, потому что она должна была сделать все, чтобы отстоять до конца честь мужа.
Балуан Шолак и Галия
С женщинами у Балуана Шолака были особые отношения: он всегда увлекался красавицами и, как и подобает поэту, был влюбчив. Яркая внешность, удаль, невероятная мощь, сильный голос сделали акына самым желанным мужчиной в степи. Но лишь одна женщина оставила в его жизни неизгладимый след. Звали ее Галия. И была она дочкой зажиточного аргынского купца Тлеу. Высокая светлолицая красавица еще ребенком была просватана за состоятельного, но нелюбимого Биржана. За него она вышла замуж. И тогда-то ее встретил Балуан Шолак. Влюбленные встречались тайно. До тех пор, пока об этом не узнал обманутый муж.
Жестоко избитая, в одной рубашке Галия возвращается в родительский дом. Балуан Шолак готов был жениться на своей любимой. Но оскорбленный муж через суд биев потребовал возврата калыма. Не веря судьям, батыр отправился в Кокчетав, чтобы собрать нужное количество скота. В Кокчетаве его обвинили в краже скота, и он оказался в тюрьме, тогда как Галия выиграла судебное дело. Теперь она была свободна, но об ее любимом ничего не известно. Степные слухи доносят до нее разное: Балуан Шолак бежал, он многоженец, а теперь и каторжник, угнанный в Сибирь навсегда... Галия в отчаянии, по велению отца вновь выходит замуж. Теперь она - вторая жена известного в городе человека. А друзья Балуана договорились о переводе его в тюрьму города, где жила Галия. Акын сам не свой в ожидании встречи с любимой. Тогда-то и родилась самая известная песня Балуана Шолака, - «Галия». Но Шолак и Галия так и не обрели семейного счастья.
Абулхаир хан и ханша Бопай
Некоторые исследователи считают, что роль хана Абулхаира в истории Великой степи могла быть совсем иной, если бы не его супруга — ханша Бопай. Ханша отличалась привлекательной внешностью и глубоким интеллектом, волевым характером и самодостаточностью, определенной независимостью в суждениях и поступках и в то же время врожденным политическим тактом. Благодаря ее сильному влиянию на супруга и его окружение историки считают ее одной из самых выдающихся казахских женщин эпохи средневековья и нового времени. Бопай-ханым была не только верной спутницей в жизни, но и надежным сподвижником и умным советником в общественных делах. Ханша Бопай почти на треть века пережила своего мужа хана Абулхаира. Ее брак с Абулхаиром был вполне удачным во многих отношениях, в том числе и потому, что в нем любящие супруги имели шестерых детей: пятерых сыновей – Нуралы, Ералы, Ходжа-Ахмета, Айшуака, Адиля и дочь Зулейху.
Жангир хан и ханша Фатима
Одной из самых ярких женщин своего времени была ханша
Фатима — супруга последнего хана казахской степи Жангира. Она была
очень красивой, образованной, мудрой женщиной.
Фатима была не
только красивой, но и очень мудрой женщиной и не раз помогала мужу выйти из
сложных ситуаций.
У Фатимы от Жангира было семеро детей – четыре сына и три дочери. У самого хана были особые чувства к Фатиме. Он не раз выписывал из Москвы для своей возлюбленной дорогие наряды и украшения.Последние годы жизни ханша тяжело болела, и это очень удручало хана. Он не раз возил ее на Кавказ на минеральные воды, но это не помогло. А скоропостижная смерть самого Жангира ускорила уход из жизни и Фатимы. Она умерла спустя три месяца после его кончины.
Ермухан Бекмаханов и Халима Бекмухамедова
В 1946 году в Ташкенте в библиотеке имени Алишера Навои студентка филологического факультета Среднеазиатского университета Халима знакомится с Ермуханом Бекмахановым. Он старше ее на 10 лет. Образованный, эрудированный, с привлекательной наружностью. Их влечет друг к другу, как магнитом: ученый словно переживает вторую молодость, он влюблен. Однако есть серьезное препятствие, которое омрачает их чувства: Бекмаханов женат, у него две дочери. Когда спустя время все испытания, казалось, остались позади и долгожданное счастье было совсем близко, Ермухана Бекмаханова арестовали.
“После ареста мужа я больше не могла оставаться в Алма-Ате и ушла с работы, не дожидаясь увольнения. Я отправилась в Москву, чтобы выполнить свой долг: обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой о защите своего супруга и пересмотре его дела”, - рассказывает Халима Адамовна. После освобождения и возвращения в Алма-Ату здоровье Ермухана все больше ухудшалось и свой последний Новый год, 1966-й, он встретил в кругу семьи и почти сразу после этого был госпитализирован в больницу. Он торопил Халиму с защитой кандидатской диссертации, будто чувствовал, что ей одной придется тянуть семью.
В 41 год Халима осталась вдовой и, несмотря на то, что прошло уже почти полвека со дня смерти Ермухана, она рассказывает о своем муже так, будто они попрощались только вчера.
Козы Корпеш и Баян Сулу
Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых ещё до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, ещё не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и вероломный Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все углубляясь, держась за волосы коварной Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар проваливается в бездну и погибает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.