Старанием и любовью он сберег от забвения яркую самобытную музыкальную культуру нашего народа. Народ полюбил его, оценил, доверил ему свои песни, а значит, и душу. Прикоснувшись к нашей истории, Затаевич нашел свое призвание и обрел известность.
Став собирателем народных казахских песен, он всецело отдался этой работе. В Оренбурге в течение 1920-1923 годов им записано 1500 песен и кюйев. В предисловии к первому сборнику песен казахского народа он писал: «Записывал я всех, кто только мог мне предложить свои исполнения и кого только из лиц музыкальных и сведущих я умышленно или случайно находил».
Именно в Оренбурге Затаевич в 1920 году встретился с известным певцом-импровизатором Исой Байзаковым. Он был восхищен песенным, музыкальным и поэтическим творчеством Байзакова.Записав от Исы ряд интересных песен и народных мелодий, Затаевич так определил дарование Байзакова: «Иса Байзаков, молодой, полный находчивости и темперамента поэт-импровизатор и недурный певец, декламирующий и поющий с большой пластикой и выразительностью. В сценическом отношении также очень одаренная натура, прирожденный актер, с даром отчетливой дикции, выразительного жеста и утонченной мимики. Быстрые как каскад стихотворные импровизации на заданную из публики тему или просто – на брошенное оттуда восклицание – вызывали на моих глазах удивление и восторги не только широкой аудитории, но и отдельных серьезных и компетентных ценителей».
От Исы Байзакова Затаевич записал тогда такие интересные народные песни, как «Какен», «Бике», «Маныш-Конша», «Жар-жар» и «Танысу». Все они вошли в сборник «1000 песен казахского народа», вышедший в 1925 году, который был премирован КазЦИКом и Наркомпросом РСФСР. Позднее, в 1935 году, Затаевичу удалось записать от Байзакова еще ряд песен – «Гакку», «Алтай», «Кен Сарай», «Бир бидай», «Калка» и др. «Гакку» вошла впоследствии без изменений в первую казахскую оперу «Кыз Жибек», которая стала популярной в Казахстане и всем Советском Союзе.В 1926 году Затаевич совершил большое путешествие по Семипалатинской губернии. Он побывал в Семипалатинске, Павлодаре, Каркаралинске, в течение двух недель записывал песни в степных аулах Кууской волости. В Каркаралинске собиратель казахских песен встретился с Кали Байжановым, акыном из Баянаульского района. Это был профессиональный певец, талантливый продолжатель традиций народных акынов. Затаевич записал от него песни «Ыргакты», «Буртытбай», «Кокжендет» и другие. Голос Кали сохранен для потомков в записи на грампластинках и магнитофонной пленке, которые хранятся в Национальной Академии наук Казахстана.
В Павлодаре Затаевич был в августе 1926 года. Шесть недель работал он здесь и записал 340 песен. Здесь же он встретился с певицей Майрой Шамсутдиновой. «Не успел большой пассажирский пароход «Ленинград», на котором я ехал вверх по Иртышу из Омска в Семипалатинск, отвалить от павлодарской пристани, как снизу, из окон каюты 3-го класса, послышались звуки красивого грудного и благородного по тембру контральто, невидимая мне обладательница коего пела казахские песни под совершенно неожиданный аккомпанемент… на большой гармони! Конечно, через минуту я был уже внизу и увидел там окруженную публикой брюнетку лет 30, красивую и худощавую, с серьезным продолговатым лицом и ярким румянцем на несколько впалых щеках. Я стоя слушал ее пение. В манере передачи песен у нее выходили на первый план: известная властность, повелительность, размах и темперамент, т.е. как раз те качества, которые я никогда не встречал у казахских певиц», – писал Затаевич. Из обширного наследия Майры Затаевич записал 14 песен – «Каракоз», «Увайра», «Ал карай кок», «Бакша» и другие.
Записав много казахских песен и кюев, Затаевич подготовил большой фундаментальный сборник «1000 песен казахского народа», впервые изданный в 1925 году. В нем названо 280 имен исполнителей. Его предваряли слова самого Затаевича: «Вам, мои дорогие друзья-джигиты, посвящаю и вам возвращаю я этот труд, сработанный совместно с вами в годину голода, холода и эпидемии».
В 1936 году Александра Затаевича не стало. Казахский народ высоко ценит и чтит память собирателя казахских песен. В 1954 году на его могиле в Москве был воздвигнут памятник с изображением музыканта-этнографа, слушающего народного акына.