«…Осталось ханство, которому суждена была долгая жизнь…»
Директор НИИ археологии им. К. А. Акишева Марал Хабдулина и чингизхановед Гизат Табулдин подробно приводят как косвенные, так и прямые свидетельства об обнаружении места захоронения одного из основателей Казахского ханства Жанибек хана.
Более пятисот лет назад в центре казахских степей, на реке Нура был построен мавзолей, не уступающий по красоте шедеврам Тимуридской архитектуры. Для сооружения его было изготовлено более 50 000 кирпичей. Искусные мастера и ремесленники, согнанные из городов Средней Азии, в специальных печах обжигали резную терракоту и многослойную майолику. Это было величественное здание, стоявшее на вершине сопки и видное издалека. Голубой купол сливался с синевой неба, бирюзовые стены оттенялись золотом окружающего степного пространства. Вне сомнения, оно было воздвигнуто в честь известной исторической личности.
В 100 км южнее Астаны в 2010 году археологи Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева и архитекторы города Астаны исследовали разрушенный мавзолей конца XIV-XV вв. Руины мавзолея обнаружены на коренной террасе южного берега озера Жанибек-Шалкар, входящего в систему Коргалжинских озер. Само озеро проточное, сформировалось в естественном понижении русла реки Нуры. Для постройки мавзолея было выбрано очень удачное место. Мавзолей находится на вершине высокой сопки, с поверхности которой открывается широкая панорама степи, виден противоположный берег озера и прилегающая округа. Мавзолей был виден издалека и доминировал над окружающим пространством. В 9 км западнее этого места находится с. Коргалжын.
Археологи Марал Хабдулина и Сергей ЯрыгинРуины мавзолея были обнаружены случайно охотниками, обратившими внимание на обожженные кирпичи, покрытые резным узором и зеленой глазурью. Коргалжинские степи — зона десятилетних целинных распашек и к настоящему времени от мавзолея остался небольшой холм диаметром 16 м и высотой 0,5 м. Холм порос бурьяном, насыщен фрагментами жженого кирпича, обломками полихромной терракоты, покрытой зеленой глазурью. Глазурь на всех типах плитки превосходного качества, нанесена толстым стекловидным слоем. Были обнаружены прямоугольные и фигурные плитки, украшенные штампованным растительным, геометрическим и эпиграфическим узором.
В результате раскопок было открыто основание портально-купольного двухкамерного мавзолея размерами 13,7×7,5 м. Длинная ось мавзолея ориентирована по линии северо-восток-юго-запад. Вход в мавзолей расположен с юго-западной стороны и находился внутри выступающих крыльев портала. Ширина стен портала 2 м. На земле сохранился пол входной площадки, выстланный пятиугольными кирпичами и ступенька, ведущая внутрь мавзолея. Хорошо сохранилась кирпичная кладка пола мавзолея и фрагменты основания стен. Стены мавзолея имели ширину 0,9–1,2 м. Кирпичная кладка основной камеры мавзолея имеет размеры 5,2×5,2 м. Пол и стены мавзолея изнутри были покрыты толстым слоем белого ганча. В трех метрах от стен мавзолея построена кирпичная ограда шириной 0,6 м. Огороженное пространство было покрыто квадратными кирпичами, уложенными в виде ромбов.
Общий вид раскопа мавзолеяСтены мавзолея рухнули наружу и зафиксированы в виде «вала» с южной и восточной стороны. В развале мавзолея собрано более 400 целых и фрагментированных глазурованных кирпичей с резным орнаментом. Несмотря на сотни лет, прошедшие со времени их изготовления они сохранили прочность и первозданную красоту. Эта бирюзовая плитка покрывала стены и фасад мавзолея.
В процессе раскопок мы обнаружили очертания пяти могильных ям. Четыре из них находятся за пределами стен мавзолея. Одна могильная яма расположена во внутреннем пространстве мавзолея.
Наибольший интерес представляет совершенная по качеству полихромная майолика. Ее изобретение в XII веке произвело настоящую революцию в средневековом зодчестве. Полихромная плитка стала декоративным элементом архитектуры конца XIV-XV вв. Теперь, помимо фигурной кладки из кирпичей, монотонные фасады стали украшаться поливными изразцами. В среднеазиатском культовом строительстве расцвет нового стиля, названного историками архитектуры бирюзовым, относится к эпохе Тимура. Тимуридская культура охватывает время правления Тимура и его преемников: последняя четверть XIV — конец XV в. (Сам Тимур правил в 1370-1405 гг. в Мавераннахре (междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи).
Впервые в степной зоне, далекой от оседлых земледельческих регионов Центральной Азии открыт культовый объект столь совершенного дизайна. Даже сохранившиеся доныне степные мемориалы Улытау — мавзолеи Жоши хана и Алаша хана построены просто из жженого кирпича без полихромного оформления. Узор на бирюзовых плитках мавзолея Жанибек Шалкар перекликается с полихромной мозаикой культовых строений столицы Золотой Орды — г. Сарайчика и столицы Эмира Тимура — г. Самарканда. Архитектурные детали и бирюзовый стиль не оставляют сомнения в датировке мавзолея Жанибек Шалкар концом XIV — началом XV в.
Кому посвящен этот прекрасный мазар? И почему он построен в центре казахских степей?
Подсказкой может служить топонимика края. Казахстан — одна из немногих стран в Центральной Азии, на территории которой до сих пор сохранились ранние топонимические наименования озер, рек, урочищ, гор, связанные с именами исторических личностей. Мавзолей стоит на берегу озера с названием «Жанибек Шалкар». Немаловажно, что в системе Коргалжынских озер есть озеро под названием Керей и речка Керей, впадающая в нее. Эти гидронимы связаны с именами двух исторических личностей, сыгравшими ключевую роль в истории Казахстана.
Еще одним подтверждением является полихромный декор мавзолея, распространение которого относится к XV в. Среди орнаментальных узоров внимание привлекает вырезанный на кирпичах орнамент в виде шестиконечной звезды, который часто употреблялся в мусульманском искусстве и встречается на ханских стягах.
По-нашему мнению, мавзолей возведен в честь одного из основателей Казахского ханства — Джанибек — султана. Своим местоположением мавзолей указывает на территорию кочевий, родину и место ставки султанов-джучидов — Кирея и Джанибека, создавших в XV в. Казахское ханство. Этому есть подтверждения в письменных источниках.
Степи Казахстана с XI века стали известны средневековому миру под названием — Дашт-и Кипчак (Степь кипчаков). Племена, обитавшие здесь, определяли ход исторических событий всего центральноазиатского региона. Особенно явным это стало после монгольских завоеваний и создания обширной империи Чингисхана. Отсюда, из Дашт-и Кипчака исходили силы, кроившие и перекраивавшие социально-политический ландшафт Евразии XIII в.
В 1224 г. после победоносного восточного похода Чингисхан поделил территорию своей империи между четырьмя сыновьями. Степная полоса от Иртыша до Волги была отдана старшему сыну Чингисхана — Жоши. Он единственный из сыновей, кто не вернулся больше в родной юрт — в Монголию. Объясняя это, Джуздани, историк XIV в. пишет: «Когда Туши (Джучи), старший сын Чингизхана увидел воздух и воду Кыпчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих». В персоязычной литературе, касающейся событий Дашт-и Кипчака, неоднократно подчеркивается, что «Дашт-и Кипчак… отличается от других вилайетов прелестью воды и воздуха…» (Тарихи Абу-л-Хайр-хана). Эта земля была адаптивна и отсюда привлекательна для правящей династии Чингизидов и дальнейшего процветания государствообразующего этноса.
Впоследствии сыновья Жоши хана завоевали Русь, «окунули мечи в воды Дуная» и создали могущественное государство — Золотую Орду, просуществовавшую 150 лет (1242-1395 гг.) Современники знали это государство под названием Улус Жоши. После смерти Жоши (1227 г.) несколько столетий за власть в Улусе Жоши сражались потомки его двух сыновей: старшего — Орда Еджена и четвертого сына — Шибана. Их дети создали правящие династии в государствах Средней Азии и Казахстана. Основателями Казахского ханства стали двоюродные братья Жанибек султан и Кирей султан.
В истории средневекового Казахстана было три хана по имени Джанибек. Они правили с интервалом в 100-200 лет. Первый Джанибек был ханом Золотой Орды в 1341-1357 гг. Похоронен в Сарайчике. Третий Джанибек был старшим сыном Ишим-хана. К власти пришел в начале 30-х годов XVII в. Много воевал с ойратами (джунгарами) и погиб в одном из сражений с ними в 40-х гг. XVII в.
Для истории Казахстана главным является второй Джанибек. Он принадлежал ветви Джучидов. Упоминания о Джанибек-хане встречаются во многих восточных книгах, что свидетельствует о его известности. Именно потомки Джанибека от наследников старшего сына Орда Еджена — старшего сына Жоши — старшего сына Чингисхана правили Казахстаном 350 лет вплоть до падения ханской власти в 19 веке.
Традиционно зимние ставки правителей Дашт-и Кипчака находились на Нижней и Средней Сыр-Дарье. Сюда к городам Сыгнак, Сауран стремились все казахские ханы, а до них кипчакские правители. Через владение этими городами можно было влиять на политические события южных земледельческих государств. Однако центром, доменом, обетованной землей оставались степные просторы Казахстана. Здесь черпали кочевники силы для войны и мира.
Раскопки мавзолея Жанибек-Шалкар имеют научное значение для истории и культуры Казахстана и подчеркивают особую ауру исторического Дашт-и Кипчака. Столь уникальное культовое сооружение свидетельствует еще и о том, что столица Казахстана город Астана находится в центре исконно казахских земель, в месте, где формировалась этническая территория казахов, зарождались истоки казахской государственности. Это подтверждается открытием яркого по оформлению мавзолея Жанибек-Шалкар и расположенных в его округе культовых мемориалов XVIII–XIX веков. Многие из них стоят в полуразрушенном виде. Но их присутствие придает степному пространству особое ощущение вечности, незыблемости, таинственности.
К сожалению, за 5 лет на месте погребения одного из основателей Казахского ханства не было проведено никаких мероприятий по реконструкции памятника. Всему причиной отсутствие финансирования. Исследователи, занимавшиеся изучением уникального мавзолея, считают, что по фрагментам стен и размерам пола можно очень точно восстановить облик мавзолея Жанибек хана и детали его интерьера. В этом году наша страна масштабно празднует 550-летие образования Казахского ханства. К этой исторически значимой дате было бы справедливо приурочить восстановление мавзолея Жанибек хана.