Стасевич Инга Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Центральной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук занимается изучением социального статуса женщины в казахском обществе.
— Инга Владимировна, как давно Вы занимаетесь изучением социального статуса женщины в казахском обществе? Чем Вас привлекает данная тематика?
— С первой моей поездки в Казахстан, в 1998 году, основной темой, которая меня заинтересовала, и продолжает интересовать до сегодняшнего дня, стало изучение обрядов и традиций казахского народа и механизмов их сохранения и адаптации в современном, так быстро модернизирующемся, мире. По мере знакомства с казахской культурой, меня все больше и больше поражали сами люди; своим гостеприимством, открытостью, незыблемостью традиций, уважением к старшему поколению.
Инга Стасевич в гостях у одной казахской семьи
Специфика этнографической экспедиции — постоянное общение с людьми. Нам приходится брать интервью у мужчин, женщин самого различного возраста, имеющих разное образование, разные статусы, как в рамках своей семьи, так и в обществе в целом.
Часто заходя в дом, особенно в рабочее время, когда все мужчины заняты по службе или по хозяйству, первый кто выходит к тебе на встречу — женщины семьи. Это может быть старшая женщина, мать хозяина или его жена, а может и молодая келин — сноха, которая не прочь отвлечься от домашних хлопот и поговорить о своей жизни, о том, как попала в эту семью, как проходила свадьба, как складываются взаимоотношения с членами семьи.
Я уже больше 10 лет занимаюсь изучением статуса женщины в казахском обществе. Казахские женщины удивительные! При том, что они часто имеют прекрасное образование, работают, они успевают посвящать себя семье, и в первую очередь воспитанию детей. Именно женщины традиционно остаются хранителями семейных традиций, ценностных ориентиров казахского этноса, гармонично сочетая в своем характере уважение к традиционным правилам поведения и стремление не отстать от современного течения жизни.
— Какое место в семье и обществе отводили казахской женщине национальные традиции?
— Следуя национальным традициям, казахская женщина в первую очередь мать, ее основное предназначение родить детей, воспитать их, но кроме этого она должна поддерживать во всех добрых начинаниях своего мужа, сохранять мир и покой в семье. А что может быть более ценно, чем семья? Для казахского общества именно семья, род являются ценностями первого порядка, своего рода «микрокосмом», залогом стабильности и благополучия.
— Вполне очевидно, что с возрастом социальная роль женщины менялась. Какие периоды жизни казахских женщин были наиболее значимыми? Какие обряды знаменовали собой переход из одной социально-возрастной группы в другую?
— Женщина в течение жизни исполняет несколько социальных ролей, причем иногда одновременно. Женщина — и мать, и жена, и сестра, и дочь... При достижении определенного возраста она переходит в следующую половозрастную группу, изменяются права и обязанности женщины по отношению к членам семьи, к окружающим ее людям, меняется и отношение окружающих к женщине.
Трудно выделить наиболее значимые периоды в жизни женщины. Каждая ступень важна. Но если отталкиваться от представлений о роли женщины в казахской культуре, то наиболее важными моментами в жизни любой женщины можно назвать свадьбу и рождение ребенка.
По традиции девочку с детства готовили к замужеству, прививая ей нормы поведения достойной женщины, готовили приданое, которое до сих пор рассматривается как знак статуса семьи девушки. А рождение первенца всегда оценивалось как доказательство способности молодой невестки стать матерью многочисленного потомства. В традиции именно многочисленное потомство становилось гарантом выживания рода.
Каждый переход в следующую социально-возрастную группу отмечался особым обрядом. Эти обряды исследователи называют обрядами жизненного цикла. В этом названии очень емко отражена специфика традиционного подхода — каждая ступень в жизни человека должна быть освящена традициями предков, благопожеланиями старшего поколения.
— Думаю, каждому из наших читателей известно, что казашки были умелыми наездницами и сражались на поле боя не хуже мужчин. Как же мужчинам удавалось покорить их сердца и добиться расположения?
— Да, действительно, с детских лет девочку учили держаться в седле, непринужденно общаться, быть сильной и ловкой. Девушка должна была уметь постоять за себя, проявив физическую выносливость в состязаниях и находчивость в музыкально-речевых поединках с юношами. Девочки наравне с мальчиками принимали участие в конных скачках бәйге, а в конных состязаниях қыз қуу — «догони девушку» они были основными участницами. Девушки охотились с ловчими птицами, уже в 14–15 лет укрощали и объезжали диких лошадей.
Устная история донесла до нас легендарные рассказы о знаменитых девушках-батырах, не боявшихся бросить вызов мужчинам. Женские состязания проводились не ради потехи зрителей, они были не менее серьезны, а подчас и более драматичны, чем мужские поединки.
Произведения устного народного творчества донесли до нас образы дев-воительниц — прекрасных наездниц, умелых в обращении с оружием, которые при необходимости могли защитить и себя и свою семью, вступить в бой с врагом и одержать победу. Жениться на такой девушке было не просто — жених должен был доказать свое право на невесту в состязаниях с соперниками — в скачках, стрельбе из лука, в борьбе. Нередко и сама невеста вступала в борьбу со своим женихом, и одолеть деву было по силам далеко не каждому мужчине. Зато победителя ждала награда — после замужества девы становились верными и преданными женами своих мужей, мудрыми советчицами и нежными матерями.
К сожалению, этнографическая действительность не знает дев-воительниц, подобных легендарным батыршам, но отголоски «амазонства» можно найти и в традиционном костюме, и в поведении казахских девушек и женщин.
— Вы много раз бывали в Казахстане и имели возможность воочию увидеть быт и обычаи казахского народа. На Ваш взгляд, какой из обрядов наиболее полно отражает то высокое уважение, с которым относились к женщине в казахском обществе? Какие национальные черты казахских женщин Вы можете назвать?
— Вся казахская культура пропитана уважением к женщине как к матери, жене, сестре, дочери. Скорее правильней было бы задать вопрос, а существует ли в казахской культуре обычай унижающий достоинство женщины?
Для европейского человека обычай похищения девушек являлся квинтэссенцией бесправного положения казашек. Но так ли это с точки зрения казахских традиций?
Вопрос сложный и неоднозначный.
Девушки всегда с нетерпением ждут своей свадьбы. Как и у других народов у казахов существует вера в предопределенность судьбы человека. Считается, что брачный союз двух людей заранее предписывается судьбой, еще до момента их рождения. В народе говорят: «В жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и время смерти». Безбрачие всегда осуждалось, считалось карой Бога за грехи. Но каждая девушка знает, что после свадьбы ей предстоит покинуть дом родителей и уехать иногда за многие десятки километров в новую семью. Никто не может предсказать, как будут относиться к молодой родители и родственники мужа. Придется ли она им по сердцу? Не будет ли она проливать горькие слезы, вспоминая родной дом, заботу и любовь своих родителей?
Поэтому тема судьбы очень часто звучит в словах женщин, особенно тех, брак которых был заключен через обычай умыкания невест — қыз алып қашу.
XX век дал казахским женщинам много декларируемых прав, которые закрепили за женщиной свободу выбора образа жизни, профессии, личных интересов, что, в свою очередь, способствовало повышению самооценки женщин, а, следовательно, и оценки своего места в обществе.
Однако до сих пор большое значение имеет соответствие поведения женщины традиционным нормам. Часто именно на этом основывается уважение к женщине, ее семейный статус.
Сами женщины в разговоре о национальном характере казашек отмечают такие качества женщин, как известная независимость, но при этом любовь к дому и семье, уважение старших родственников и мужа, преданность семье, умение воспитывать детей, прививая им любовь к родине и национальный казахский этикет. Эти качества формируют, с точки зрения женщин, нравственный облик настоящей казашки.
Инна Кузьменко