Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Она была прекрасной матерью». Интервью с сыном Г. Исмаиловой

3484
«Она была прекрасной матерью». Интервью с сыном Г. Исмаиловой - e-history.kz
В Астане состоялся творческий вечер, посвященный 85-летию известной художницы Казахстана Гульфайрус Исмаиловой. Журналистам e-history.kz удалось поговорить с ее сыном Вадимом Сидоркиным.

12 декабря в Национальной картинной галерее «Астана» состоялась выставка картин и конференция в честь празднования85-летия со дня рождения народной художницы Казахстана, 17 лет проработавшей главным художником Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, на сцене которого она создала 28 спектаклей. 

bd205a4c04b06b853341dfa3b2d608f1.jpg

Гульфайрус Мансуровна, как выразился ее сын, действительно «многогранна»: короткое, но яркое время она прожила в кинематографе как актриса, сыграв роли в таких кинопроизведениях, как «Кыз Жибек» и «Ботагоз».

c32fd5c9ff10697aa6d20e19338a276d.jpg

Гульфайрус Исмаилова в роли Ботагоз в одноименном фильме 


Как будет писать ее подруга Любовь Шашкова, «во времена, когда в профессиональный творческий Союз попасть было престижно и нелегко, она состояла в трех — кинематографистов, театральных деятелей и Союзе художников СССР, так что за свою «трехглавость» была даже удостоена эпиграммы в «Литературной газете». Женщина — художник-постановщик двухсерийного художественного фильма, женщина — главный художник театра оперы и балета — такого казахское искусство до нее не знало».

4e86e615bb0b59e94426e9579b82034c.jpg

Сегодня, кстати, состоялась презентация книги воспоминаний Гульфайрус Исмаиловой. Ее рассказы о детстве, времени учебы в Ленинграде, работе над фильмом «Кыз Жибек», долгих годах работы в театре были записаны на десять магнитофонных кассет. Любовь Шашкова, посвятившая очень много своих статей жизни замечательной творческой семьи художников, расшифровала их и написала книгу о всемирно признанной художнице.

Романтична, трепетна и далеко не безоблачна история любви казахской красавицы, начавшаяся в студенческие времена в Ленинграде с гениальным графиком Евгением Сидоркиным. К их интернациональной семье в Алма-Ате долгое время присматривались, осуждали их союз. Но когда Сидоркин доказал, что он не «чужой», и в свои 35 лет стал заслуженным деятелем искусств Казахской ССР, творческая общественность поуспокоилась.

8eb786dbf49e72201cf3f2b1a284cbf0.jpg

Г. Исмаилова с мужем и сыном (портрет кисти художницы)


В прошлом году Гульфайрус Исмаиловой не стало, она пережила своего любимого мужа на 31 год. Их сын Вадим Сидоркин, ныне талантливый художник, портретист, всячески поддерживает память о своих родителях, сохраняет и пропагандирует их творческое наследие. «Она была прекрасной матерью, любящей, она была еще замечательной хозяйкой и великолепным кулинаром, что в свое время потрясло отца и его многочисленных друзей. Она была многогранна», — ответит он на вопрос журналистов о том, какой была художница Исмаилова мамой. Нам тоже удалось пообщаться на творческом вечере в Национальной галерее в Астане с Вадимом Евгеньевичем.

— Расскажите, пожалуйста, о стиле, технике и палитре Гульфайрус Мансуровны. В чем заслуга ее как художницы?

— Она была любимой ученицей Абрама Марковича Черкасского, профессора, который тоже получил образование в Санкт-Петербургской академии художеств. Что касается палитры, может быть, она его главный наследник. Многие секреты своей живописи Абрам Маркович передал моей матери, особенно, что касается умбры, ультрамарина — его любимых красок. Поэтому, наверное, она так легко поступила в Институт имени Репина при Академии художеств СССР. Там она продолжила свое обучение у выдающегося мастера М. П. Бобышова, у которого тоже немало почерпнула. Черкасский и Бобышов — это два главных человека в ее творческой жизни.

Рисовала мать с детства, бабушка ее была народной мастерицей, помимо того, что она была еще и врачевательницей. Гульфайрус Мансуровна прекрасно ткала ковры, и в годы войны работала в артели ковровщиц, делала росписи. Трудилась и была близка к искусству она с детства. Она еще и пела, училась в консерватории, у нее даже был выбор: пойти по вокальной или художественной линии. Но Абылхан Кастеев сказал, что певиц у нас много, а художников нет.

— Гульфайрус Исмаилова писала в основном портреты?

— Не только, еще и композиции, и свои любимые цветы — пионы, и горы она очень любила.

— Вадим Евгеньевич, ваша мама считала себя в первую очередь художницей, а потом уже актрисой?

— Конечно, это было ее главным делом: не только искусство театра, но и живопись. Все остальное было потом.

— В последние годы жизни она продолжала писать картины?

— Пока могла, она работала. Более 10 лет она была прикована к инвалидному креслу. Тем не менее, она продолжала работать, писала даже большие вещи. Два последних ее натюрморта находятся в личной коллекции Дариги Назарбаевой.

— Вы никогда не считали, сколько полотен было написано кистью Гульфайрус Исмаиловой?

— Нет, к сожалению, они не поддаются подсчетам. Многие картины погибли, потому что хранились в подвальных помещениях наших музеев, большое количество вещей перекочевало в частные коллекции в лихие 90-е годы. По крайней мере, они в хороших руках, я знаю многих владельцев, кто стремился приобретать картины.

— В каком музее выставлена самая большая коллекция картин Гульфайрус Мансуровны?

— Конечно, самая крупная коллекция хранится в Музее искусств имени Кастеева, все лучшее всегда стремились помещать туда. Потому что это было престижным и считалось надежным. Астане тоже повезло, здесь находится около 10 живописных работ.

e37cec427bd6ee90e705c719c824d4a1.jpg

Эти картины выставлены в Национальной галерее в Астане

13482721ef9848db942759ffe885d026.jpg

— Вероятно, то, что вы родились в творческой семье, и определило ваш жизненный путь, вы также как и ваши родители стали художником.

— Возможно. Я начал со скульптуры, но не пошел по этому пути, так сложились обстоятельства. Лепить любил я с детства. Детские мои труды отмечал П. Я. Зальцман, большой друг нашей семьи и художник, Е. Ф. Белошова, выдающийся скульптор, возглавляла Союз художников СССР, она также отмечала мой дар.


Еще несколько слов о художнице

Она родилась в богатой семье, в 1932 г. ее отец был репрессирован. В раннем детстве ее удочерил Мансур Исмаилов. Настоящее имя Гульфайрус — Конарбаева Кульпаш Тансыкбаевна, она смогла его открыть только в 90-е гг. 

По эскизам Гульфайрус Исмаиловой оформлены известные оперы «Биржан и Сара», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Ер-Таргын», «Чио-Чио-Сан», «Алпамыс» и др.

Она была художником-постановщиком фильма Султана Ходжикова «Кыз Жибек».

6ab1027072460df6c0bc27b16add0dbb.JPG

В 29 лет Гульфайрус Исмаилова написала свой знаменитый портретный триптих «Казахский вальс». 

cc2edc74283dfcdf47e7e934efd4d521.jpg

Одна из картин знаменитого «Казахского вальса» 

Последние слова ее любимого мужа, художника Евгения Сидоркина были такими: «Не выходи замуж, чтобы тебя никто не обидел. И вырасти сына художником». Его завет Гульфайрус Мансуровна выполнила с честью.


Людмила Выходченко

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?