7 ноября 1967 года в здании городского Дворца культуры развернулась экспозиция о боевой и трудовой славе военных-строителей космодрома Байконур, которая впоследствии расширилась до размеров музея истории полигона. А началось все гораздо раньше, в середине 50-х гг., когда и города такого в помине не было, да и в космос человек еще не летал.
«… С берега Вселенной, которым стала священная земля нашей Родины, не раз уйдут в еще не известные дали космические корабли. Каждый их полет и возвращение будут великим праздником нашего народа, всего передового человечества, победой Разума и Прогресса», - напишет главный конструктор ракетно-космических систем С.П. Королев. К середине 50-х годов XX века СССР располагал ракетами средней дальности Р-1, Р-2, Р-5, Р-5М, которые обладали ограниченным радиусом действия. Действующий ракетный полигон «Капустин Яр» не позволял провести испытания ракет нового поколения с дальностью полета 8-10 тысяч километров и даже более. Для запуска многоступенчатой баллистической ракеты с межконтинентальной дальностью 8000 километров и термоядерной головной частью массой до 5,5 тонны необходим был новый испытательный полигон. Главным разработчиком сверхсовременной космической ракеты Р-7 был определен Сергей Павлович Королев, а местом ее создания и испытания был выбран Казахстан.
Именно Королев при поддержке Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина убедил высшее партийное и военное руководство страны в необходимости и реальности осуществления грандиозного технического проекта. Место строительства было выбрано неслучайно: малонаселенность полупустынной местности, благоприятствовавшая запуску ракет, наличие крупнейшей реки Средней Азии Сырдарьи, развитая сеть транспортного сообщения, а самое главное близость к экватору, что давало возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.
Весной 1955 года в казахстанской степи близ полустанка Тюра -Там началось строительство первых объектов полигона под руководством генерал-майор Г.М. Шубникова. На возведение нового полигона были брошены силы военных строителей, большинство из которых прошли через фронты Великой Отечественной войны.
Стройка новой космической гавани Земли шла тяжело. Люди столкнулись с суровым резко-континентальным климатом, неустроенностью быта и сжатыми сроками брошенного самим себе вызова. Но больше всего осложнял работу тот факт, что к возведению космодрома подошли практически не имея опыта строительства подобных объектов.
Один из организаторов и участников создания космодрома М.Г. Григоренко вспоминал: «...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были предельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И, я думаю, не случайно руководящий состав строительства составляли фронтовики - люди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалившиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудности не могли ни испугать, ни остановить».
И несмотря на все трудности, летом этого же года Генеральным штабом Советской Армии была утверждена организационно-штатная структура Научно-исследовательского испытательного полигона №5 МО СССР, или другими словами, космодрома Байконур.
Космодром Байконур сегодняВ конце 1955 года на полигоне работали 1900 военнослужащих и 664 рабочих и служащих. В это же время в полную силу началось строительство жилого поселка для испытателей космодрома. В разное время он носил разные названия: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и только в декабре 1995 года превратился в город Байконур.
Поехали!
В 1957 году о космодроме Байконур узнал весь мир, когда 15 мая со стартовой площадки полигона был произведен пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, сконструированной С.П. Королевым. С того времени фантастические романы Жюля Верна стали воплощаться в жизнь – человек подчинял себе космос. И каждый последующий выход за пределы нашей планеты, превосходящий понимание разумом, осуществлялся с космодрома, расположенного на казахстанской земле.
4 октября этого же года со стартовой площадки №1 5-го НИИП ракетой Р-7 на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. Так начался отсчет космической эры.
Макет 1-го ИСЗ (искусственного спутника Земли) в масштабе 1:1
Вскоре между США и СССР завязалась гонка к Луне, которая успешно была завершена опять же на Байконуре. 2 января 1958 года впервые в истории ракета-носитель Королева «Восток» прошла в 5 тысячах километров от Луны и запустила искусственный спутник этого небесного тела.
Еще через несколько лет казахстанская земля отправит в космос первых живых «испытателей» – Белку и Стрелку. А спустя год 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут знаменитую фразу «Поехали!» бросит и первый человек, побывавший в космосе, Юрий Гагарин.
Об истории космонавтики и в частности полигона №5 можно писать бесконечно много. До сих пор, возможно, человек не до конца осознал, что 108 минут полета навсегда изменили жизнь не только Гагарину, но и всему человечеству, открыв «дорогу в неизвестный мир». В музее первого космического порта Земли нашли пристанище почти все космические аппараты и ракеты-носители, побывавшие в космосе.
Макет стартового комплекса РН «Союз» или «Гагаринского старта» в масштабе 1:50 (с него проведено около 500 пусков начиная с 1957 г.)Макет МТКС (многоразовой транспортной космической системы) «Энергия-Буран» в масштабе 1:50
Модель международной космической станции представлена в музее в полной конфигурации, включая и два энергетических модуля, которые еще не запущены на МКС.
Макет МКС в масштабе 1:50
Скафандры, в которых привыкли видеть космонавтов, называются спасательными.
Это спасательный скафандр «Сокол-К» для транспортно-пилотируемого корабля «Союз». Он предназначен для создания нормальных гигиенических условий космонавту при полете в герметичной кабине. В случае разгерметизации кабины корабля он сохранит жизнь одетому в него испытателю. Скафандр изготавливается для каждого космонавта индивидуально - с учетом позы в амортизационном кресле корабля. Как правило, его надевают на наиболее опасных участках полета: выведении, стыковке, спуске.
В музее можно подробнее узнать и о питании космонавтов. Тубы с сублиматами (пища из которой выбираются молекулы воды) обеспечивают испытателям и первое, и второе блюда, и даже десерт.
Как рассказывают экскурсоводы, Юрий Гагарин впоследствии всегда присутствовал при отправке испытателей в космос. Останавливались первые космонавты в гостиничном комплексе, который был построен в 1959 году на берегу Сырдарьи. Там же находится и так называемая Гагаринская беседка, где 10 апреля 1961 года было объявлено, что первым в космос полетит Гагарин.
Гагарин с главным конструктором С.П. КоролевымЮрий Гагарин выступает на центральной площади города (тогда еще поселка Ленинский), август 1962 года
Сегодня экипажи МКС по сложившейся традиции посещают музей истории космодрома Байконур. На фотографии в стенах музея запечатлен экипаж «Союза ТМА-22» - Геннадий Падалка, Сергей Ревин, Джозеф Акаба (экспедиция МКС 29/30).
Основной и дублирующий экипажи прибывают на космодром за две недели до полета. Проживают они в гостинице «Космонавт», где есть все условия для отдыха и занятий спортом. Традиционно перед полетом они смотрят фильм «Белое солнце пустыни», высаживают саженцы деревьев и оставляют автографы на двери гостиничного номера.
Музей истории первого космического порта Земли расположен в здании городского Дворца культуры в г. Байконур Кызылординской области. Дополнительная информация о возможности посещения музея по тел.: 8 (33622) 50620
Людмила Выходченко