Мы продолжаем цикл статей о традиционных видах спорта и боевом искусстве казахского народа.
Состязание палуанов было неотъемлемой частью жизни народа, населявшего территорию современного Казахстанаеще в середине II тысячелетия до нашей эры. Разновидности традиционного спортивного состязания тюркских народов имеют один общий корень, о чем мы уже ранее писали. Главное же отличие казахской борьбы в том, что палуаны состязаются только в стойке.
Имена прославленных казахских борцов, таких как Балуан-Шолак, Хаджимукан, Боранкул, Молдабай, Озаман-Шолак и другие, навсегда останутся в истории и сердцах казахского народа.
Однако қазақ күресі – это не только единоборство, определявшее сильнейшего борца, гордость народа, не просто любимое зрелище, сопровождавшее каждый той. Этот вид национального состязания еще в глубокой древности служил опорой для овладения военным искусством. Казахские воины развивали силу и мужество, выносливость и ловкость, занимаясь борьбой, а нередко состязание палуанов предопределяло и исход военного сражения.
Тем не менее, имея глубокие традиции и долгую историю, главное единоборство казахского народа получило официальное название только в Советское время, не раз оно претерпевало и изменения правил, а общепринятая одежда, в которой состязались борцы, и вовсе отсутствовала.
О том, каким образом в конце 90-х годов на борцах, занимающихся қазақ күресі, впервые появилась специальная форма, в интервью для нашего портала вспоминает ее создатель профессор, заслуженный тренер Казахстана Елемес Алимханов.
Елемес Алимханович, как известно, определенной одежды для қазақ күресі никогда не было: боролись то в сапогах, то в куртках, то с голым торсом. Расскажите, пожалуйста, о своей работе над созданием формы для қазақ күресі, которая стала узнаваемой во всем мире.
- В истории начиная с античного времени и до сегодняшнего дня я не встречал ни одного факта о том, что казахи специально для борца шили одежду. Возможно, таких фактов попросту нет. В эпосах нет ни одного упоминания о том, что когда-то для палуана изготавливалась специальная одежда. Я задался вопросом: «почему?».
В начале 90-х гг. из Японии в Алматы приехала большая делегация: журналисты, операторы, историки. В то время Министерство спорта еще было в Алматы. Они приехали специально, чтобы заснять борьбу қазақша күрес. Это было лето, все происходило на лужайке рядом с цирком.
Студенты показывают приемы қазақ күресі японским журналистам (из личного архива профессора Е. Алимханова), 1992 год, АлматыДо 1990-х гг. палуаны боролись в куртках для самбо или в кимоно для дзюдо. Так было принято. Мы одели спортсменов и начали показывать технические приемы. Иностранные журналисты внимательно наблюдали.
Спустя 20-30 минут, когда мы уже устали показывать им технические приемы, они задали нам вопрос: «Когда вы начнете показывать национальную борьбу казахов? Это же наше дзюдо и самбо».
Только тогда мы поняли, что одежда и атрибуты борьбы решают все. Я говорю: «Минутку, мы вас поняли, это была разминка». Через дорогу от места проведения состязания стоит театр драмы имени М. Ауэзова. Мы побежали туда, попросили чапаны, одели в них спортсменов, завязали пояса. Увидев вновь наших борцов, японцы восторженно воскликнули: «Вот это другое дело, теперь это действительно ваша национальная борьба». И мы заново начали показывать все технические приемы.
Так и началась моя научно-исследовательская работа. Для того чтобы прийти к каким-то выводам, нужно было понять, в чем главные отличия қазақша күрес от самбо и дзюдо. В куртках для дзюдо длина рукава 2/3, в самбо она достигает кисти спортсмена, а в қазақша күрес – до локтя. Я начал исследовать национальную одежду казахов. Заметил, что батыры облачались в одежду с короткими рукавами. Оказывается, во время единоборства и боев за длинные рукава мог легко хвататься соперник, в такие рукава можно было даже попасть копьем. И если враг схватит за рукав, то все – пропал. Я понял, что батыры не случайно носили одежду с коротким рукавом.
Современная одежда борца один в один копия торғауыт – так называлась одежда батыра. Это штанины до колен и куртка с короткими рукавами. Прежде чем прийти к окончательному варианту формы, все варианты одежды мы проверяли в технических приемах, и короткие рукава оказались очень удобными для приемов в стойке. В 1996 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Влияние одежды борца на его техническую подготовку». Я получил хороший отзыв, имею международный патент, и эта спортивная форма постепенно внедряется. Сейчас весь мир знает, видя наших спортсменов в форме, что это казахская борьба.
Образцы кольчуг батыров, взятые за основу для одежды қазақ күресі
У казахов есть пословица, что борцы перед выходом на состязание засучивают рукава и закатывают штаны. Это естественная подготовка перед единоборством. Это также повлияло на форму борца. У других народов, монголов, якутов, грузин, киргизов, узбеков, была специальная одежда для борьбы. А казахи в чем приходили, в том и боролись, или договаривались: давай в чапанах, с поясом или без.
Для того, чтобы выйти на международную арену, у борцов должна быть своя национальная одежда и правила. Прежде чем принять окончательный вариант формы, мы провели большое количество чемпионатов и первенств в разных вариантах одежды. Мы опробовали 10 вариантов одежды борца, прежде чем остановиться на одном.
Утвержденный эскиз одежды борца
Мнение эксперта:
Президент Федерации казахской борьбы г. Москвы Владимир Резанов: «Когда я подавал на признание қазақша күрес в Спорткомитет России, я должен был обосновать отличия казахской борьбы от самбо и дзюдо. Я начал смотреть исторические изображения борцов, козлодрание, қыз қуу и проч. И у всех одежда была с короткими рукавами. Профессор прав, что не было профессиональных в современном понимании спортсменов и соответственно общей формы для них, была просто одежда с короткими руквами – чапан, а сейчас у нас есть официальное название – балуан торғауыт (балуан – борец, торғауыт – так называлась защитная одежда батыра). Короткие рукава не мешают быстро среагировать, захватить или дать отпор.
Составляли ли борцы особенную прослойку общества, как, например, батыры?
- Батыры были особенной прослойкой общества. Они доказывали свое звание в боях, борцы, также как акыны, зергеры, ткачи, и составляли отдельное сословие. В каждом ауле и роду были свои палуаны. Если их не было, значит род был слабым, с ним не считались, потому что некому было этих людей защитить. Палуаном, силачом, называли не каждого, это звание нужно было доказать, его давал народ.
Елемес Алимханович, можно ли говорить о том, что сила палуана передавалась его потомкам?
- Могу привести в пример Хаджимукана. Он был всемирно известным борцом, завоевал 49 золотых медалей на международных состязаниях. Сын его окончил институт физической культуры, занимался борьбой, однако так и не состоялся как профессиональный борец. Не всегда природа передает дар от отца к сыну, он может передасться и в седьмом поколении. Телосложение Хаджимукана передалось сыну, а вот природная сила нет.
А внук Хаджимукана сегодня известный певец и музыкант. Возможно, его сын станет борцом, и тогда вернется Хаджимукан.
Некоторое время я занимался отбором детей и обоснованием пригодности ребенка к тому или иному виду спорта. Оказывается, эта область очень тщательно была изучена немецкими учеными, и сейчас ведутся исследования, но результаты не разглашаются. Задатки и склонность к определенному виду спорта можно определить с ранних лет. Есть специальная методика, физиологические исследования, позволяющие «читать» их.
Активное возрождение қазақ күресі как национального вида спорта началось в 90-х гг. прошлого века. Какие еще значительные пробелы наблюдаются в этом процессе?
- До обретения независимости в правилах қазақша күрес была бальная система оценок приемов, точно так же, как и в самбо. Потому что когда мы жили в едином Союзе, Москва как бы диктовала, чтобы виды борьбы народов всех союзных республик оценивались по единой бальной системе. До этого бальной системы в қазақша күрес не было.
Впервые в 1929 году правила қазақша күрес появились в письменном виде. Тогда только начали вводить весовые категории, которых до этого момента тоже не было. Ввели ковер – место для борьбы, судейство – это все пришло в советское время. До этого в қазақша күрес не было деления на весовые категории, друг с другом могли состязаться борцы весом как 50 кг, так и 100 кг.
Палуанами считались те, кто имел огромный вес и при этом силу. Будь ты юрким, быстрым, внешнее проявление силы обязательно должно было быть. Было всего три оценки – победа, поражение и ничья. Интересно, что у японцев, борцов сумо, тоже есть ничья. Когда не могут определить, кто победил, кто первым упал, тогда дается повторная возможность сразиться. В нашей борьбе тоже такое правило было, это называется «ит шығыс». Бывало и такое, что палуаны не могли перебороть друг друга – тогда это считалось равной борьбой, победителя не было. На следующий день могли перенести единоборство, и через месяц и даже год могли борцы вновь встретиться и продолжить состязание.
Во времена Ивана Поддубного боролись и по шесть, и по двенадцать часов. Это было обычным явлением, могли состязание продолжить и на следующий день. Хаджимукан так же боролся. Конечно, применялись и цирковые элементы для того, чтобы заинтересовать зрителей, собрать народ и на следующий день. Народ приходил и на следующий день, снова платил деньги.
Возвращаясь к вопросу, я не согласен с последними нововведениями в системе оценок, взятыми из дзюдо, считаю, что нельзя копировать. Я противлюсь этому, потому что считаю, что каждое действие борца должно оцениваться – он трудится. Упор руками не считается, упал борец на колени – считается. А ведь чтобы противник упал на ковер, нужны силы и технические приемы. И не имеет значения, на руки он упал или на колени, это надо оценивать, тогда спортсмен не будет падать. Почему монгольская борьба такая массовая? Потому что любое касание в ней – это поражение.
Пассивность – это не красота, борьба должна быть красивой и философской, то есть одновременно должны присутствовать сила, честность и техника. Борьба такая и была, но мы многие традиции растеряли. В своей докторской я писал, что в советское время в школьной программе и программе спортивных школ не было ни одного слова о национальных видах спорта. А сегодня я насчитал 315 видов национальных игр, и это не считая того, сколько мы потеряли. Каждая игра чем-то полезна, нужно понимать их психологическую и прикладную функции. В игре асык я насчитал 40 составляющих, которые развивают ловкость, точность, равновесие, математическую логику и т.д. Я даю своим магистрантам задания на исследование биомеханических особенностей национальных игр.
Людмила Выходченко