«Наши великие предки в Великой Степи, начиная от Алтая и до Белого моря, установили свой миропорядок. Нам они оставили бессмертный героический эпос и неисчерпаемый кладезь духовности. Впервые они явили миру образец общего дома – ими придуманы юрта, железо, шаровары, стрела, сапоги и стремя … »
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев
Итак, мы расскажем о музее, который изучает историю и культуру тюркского народа.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выступая на IX Саммите тюркоязычных государств, состоявшемся 3 октября 2009 года в Азербайджанской Республике в городе Нахчыване, внес предложение о создании международного научного центра, который бы исследовал роль и место тюркской цивилизации в общечеловеческой цивилизации, занимался изучением прошлого, настоящего и перспектив тюркского мира. Эта инициатива обрела реальное воплощение 25 мая 2010 года – в день открытия Тюркской академии в столице Казахстана городе Астане.
Если вы зайдете в музей, расположенный на втором этаже прозванной в народе «Пирамиды», первое, что вы увидите, – копия головы каменной статуи Куль-тегина, который жил в 684-731 гг.
1. Военачальник
и полководец тюркского народа Куль-тегин
Когда Куль-тегину было 7 лет, умер его отец Кутлык, и его воспитывал брат отца Капаган. Он рано повзрослел и наравне со взрослыми мужчинами-воинами начал сражаться с врагами за свой народ.
Знаменитый тюрк Бильге-каган написал на памятнике бесстрашного воина Куль-тегина такие слова: «Когда умер мой отец, младшему брату Куль-тегину было 7 лет. В 10 лет, к счастью моей матери Умай, Куль-тегин заслужил звание героя».
2. Кувшины из жженой глины XVI-XVIII веков. Оригинал
В эпоху неолита народы, населявшие территорию Казахстана, освоили гончарное производство. Кувшины стали неотъемлемым предметом домашней утвари тюркских народов.
3. Каменная ручная мельница для молотьбы зерна, XIV-XX вв. Оригинал
На казахской земле ручная мельница использовалась с давних времен, позже из обихода ее вытеснили водяная и ветряная мельницы, а сейчас и их места заняли электрические мельницы. Сегодня этот экспонат является напоминанием о наших корнях – кочевом образе жизни предков.
4. Медный самовар-кувшин (1900-1950 гг.) и медная посуда, изготовленная в ХІХ веке в Туркестане. Оригинал
Самовар появился на казахской земле только в ХІХ веке. Он был настолько редкой и желанной утварью, что в обмен на один тульский самовар наши предки отдавали лошадь.
5. Бурдюк, сделанный в Кыргызстане в ХІХ-ХХ вв., и веретено из Южного Казахстана. Оригинал
Казахи, киргизы, каракалпаки, проживавшие в Средней Азии, использовали в домашнем обиходе и такую разновидность посуды, как бурдюк. Сосуд для питья изготавливали из шейной части шкуры верблюда, оленя или вола. Шкуру выворачивали шерстью вовнутрь и подвергали обработке огнем, затем выделанной коже придавали форму, натягивая на колодку, кроили и сшивали нитками. Последний этап – обработка дымом. Бурдюк, как и сабу, коптили с почками сосны или можжевельника.
6. Блюдо для бешбармака сделано в Центральном Казахстане в 1900-1950 годы. Оригинал
7. Камень для размельчения лекарственных трав, ІІІ-V вв. до нашей эры. Оригинал
Этот инстурмент использовали для того, чтобы превращать в порошок травы, обладающие целебными свойствами. Наши предки хорошо знали, какие травы и коренья нужно использовать от того или иного недуга.
8. Ханский ремень ХVIII-XIX веков. Оригинал
Такие серебряные ремни носили старейшины и знатные люди.
9. Дауылпаз
Это казахский ударный музыкальный инструмент, который использовался в качестве военного (сигнального) инструмента, а иногда применялся на охоте. С течением времени даулпаз стали широко использвать для охоты и обучения ловчих птиц. Он имеет котлообразный (или шлемовидный) деревянный корпус, обтянутый кожаной мембраной, способ его изготовления считается одним из самых сложных. Корпус дауылпаза украшали рогами, различными камнями, орнаментами.
Дауылпаз – инструмент без определенной высоты звучания, поэтому может иметь различные размеры. Инструмент прикреплялся обычно к седлу. Он начинал звучать после ударов по кожаной мембране концом нагайки или рукой. Сегодня на дауылпазе играют деревянными колотушками с мягкими шарами на концах.
10. Комус – народный музыкальный инструмент кыргызов
Это трехструнный музыкальный инструмент, внешне очень похожий на грушу. Играли на комусе ырши (эпостники), которые под его аккомпанемент исполняли ыр (эпосы).
11. Казахский сундук и лоскутные одеяла
Такие деревянные сундуки и лоскутные одеала сотнями лет украшали жилища тюркских народов.
12. Сырнай и дудка, сделанные из рога вола
13. Каманча – азербайджанский национальный музыкальный инструмент, ХХ век
Музей открыт для посетителей с 9.00-18.00, ежедневно с понедельника по субботу.
Олжас БЕРКИНБАЕВ
Фото автора
Читайте также статью Культурная прогулка: Музей истории тюркской письменности