История Казахского ханства на Кавказе неизвестна лишь нашим казахским историкам, которые на протяжении семидесяти лет прославляли социалистический строй, колхозное строительство и зарабатывали на этом звания доктора, академика, а теперь за один-два года обретения независимости они с коммунистической предприимчивостью, с большевистской напористостью ринулись в родную историю и с шумом и треском стали наверстывать упущенное.
Действительно, наша отечественная история, на мой взгляд, подается несколько местечково. Нет какого-то размаха. В учебниках события или внутри Казахстана или взаимоотношения с окрестными государствами. Размаха нет. От того и страдает наверное литература, где практически нет образа героя-путешественника, покоряющего мир. И это признак исторической науки всех постсоветских государств. Ведь не зря говорят: «хочешь сохранить землю, содержи свою историю».
Недавние нападки на Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева со стороны российских и армянских СМИ за его заявление подписать договор о вступлении Армении в Таможенный союз с особым мнением по оккупированному Карабаху осталось без ответа. А ведь эта проблема для Казахстана не просто вопрос тюркской солидарности, а историческая связь с закавказским регионом. Ведь для Казахстана и в историческом и в сакральном аспекте закавказский регион представляет особое значение.
Продвижение тюрок-огузов с берегов Сырдарьи на Запад дало мощный толчок этногенезу по всем регионам на пути их кочевий. Следом уже пошла волна тюрок-кипчаков. Кочевали не только названия, но и названия местностей. В Азербайджане есть такой же Урджар как и в Алматинской области, названия сел часто напоминают аналогичные в Южном Казахстана, особенно в Кызылординской области, в Армении еще несколько лет назад существовал большой населенный пункт Кипчак. Сейчас его переименовали.
Но особо интересны топонимы Казах: город и район в Азербайджане и одноименная река в Армении. В советское время считалось, что название «казах» в Закавказье появилось благодаря русским казакам. Однако нигде в истории о неких «закавказских казаках» не указывается, равно как и не было их никогда на Кавказе дальше Кубани.
Между тем, в Казахской Орде Закавказье было известно. Известный казахский профессиональный писатель-историк Мухтар Магауин рассказывает, что «в X веке большая группа тюрко-кипчаков во главе с известным из русской истории Атырак-ханом обосновалась в самом центре Кавказа — между Арменией и Грузией, в широкой долине в верхнем течении Куры». Протоказахи создали самостоятельный улус – Казахское ханство, усмирили Византию, вступили в бои с арабами, заключили союз с сородичами-огузами. Государство просуществовало около 150 лет, находясь в постоянной войне с грузинско-картлийским царством. Однако закавказские казахи, как и их огузские братья, не сумели договориться между собой и потерпели поражение от Ирана.
Средневековый летописец Ибн аль-Асир (1160-1233 гг.) в своей книге «Тарих аль-камиль» описывает участие кипчаков в политической жизни Закавказья: «После того как монголы заняли землю кипчаков, последние рассеялись: одна часть ушла в страну русов, другая рассеялась по своим горам, большинство же их, собравшись, направились к Дербенду Ширвана... И послал против них эмир Гянджи войска и помешал им приблизиться к его области… И выступил один из кипчакских предводителей во главе большого полчища против гурджей (т.е. грузин) и неожиданно напал на них, перебил многих из них, обратил их в бегство, взял, что было с ними, и захватил много пленников. После этого кипчаки вернулись на гору Килькун и расположились на ней, как было до этого».
Со временем, кипчаки растворились среди родственных, огуз-тюрок с едиными религией, языком. Сейчас этот край называется Казахским районом Азербайджана. Известный своими казахскими коврами, в детальной точности повторяющие ковры Казахстана.
Казахский ковер ручной работы
Много памятников пребывания кипчаков сохранилось в Армении. В последние годы говорят они стали уничтожаться, в особенности письменные. Мне прислали из Армении местные потомки кипчаков несколько фотографий варварского разрушения древних балбалов. Закавказский регион отличается тем, что только здесь сохранились балбалы, изображающие не просто людей, но и лошадей с кипчакскими седлами и стременами. Сегодня их разрушают. Было бы неплохо, если бы официальный Казахстан купил эти памятники истории у Армении.
Интересно, что у Девичьей башни в Баку находится похожая на балбал статуя с ярко выраженной кипчакской антропологией лица. А находящиеся рядом захоронения похожи на кулпытасы.
В самой Армении тюрко-кипчакский период признают, но в несколько иной интерпретации: "В XVI веке персидские шахи с целью обезопасить свои тылы от часто восстававших христианских народов, армян и грузин, поселили на армянских пастбищах племена казахов и шамшадинских татар, и бывшие армянские провинции стали называться согласно их названиям" ("Republic of Armenia, Tavush Region, History", tavush.am/history).
Армянская версия вполне объяснима, иначе как понимать тюркскую составляющую этой страны? Как обосновать появление на территории Армении тюркские топонимы и исторические памятники. И что армянские даже не сохранились. Равно как растолковать фамилии Хангельдян, Карабалян, Джанибекян и может быть даже Карапетян. Да и многие другие. К примеру, встречающиеся армянские фамилии как Казахецян и Казахян.
Вероятно, что обарменивание местного тюрко-кипчакского населения началось в период 1801 г., когда северные районы Армении (Лори, Казах, Шамшадин) вместе с Грузией стали частью Русского государства началось российского владычества. То есть не так давно.
В азербайджанской версии некоторые историки топоним «казах» сводят к огузскому племени «казахлу», которому выделили территорию еще при шахе Исмаиле Сефеви. То есть некоторое сходство в обеих версиях есть. Другие азербайджанские историки напрямую указывают на кипчакское происхождение. Более того, есть версии что политоним «казах» появился в Азербайджане раньше Казахстана.
Есть крайне интересные сведения о событиях XVI века, когда узбекский Убайдулла-хан просил помощи у казахского хана Касыма против шаха Исмаила. Касым отправил войско во главе со своим сыном Абулхаиром, но Исмаил его разбил. Когда войска отступали за Джейхун, то люди Убайдуллы оттянули паром и до 30 тысяч человек остались на том берегу и вероятно попали в плен.
Есть мнение, что эти люди и стали азербайджанскими казахами.
Не знаю насколько эта версия правдоподобна, но таковые события имели место быть. Равно как мало изучена связь династии Джалаиридов, султанов, правивших в 1336—1431 гг. Южным (иранским) Азербайджаном с одноименным казахским родом. Между тем, отдельные неподтвержденные сведения доносят о присутствии среди кочевников Южного Азербайджана небольшого тюркоязычного племени, что название созвучно «казах». Как неизвестен нам этногенез азербайджанского субэтноса «карапапах», который нередко называют более по-казахски «қарабөрік».
Не зря М. Магауин пишет, что «героическая история кавказских казахов, их трагическая судьба не отражены в нашей литературе, никто не занимается исследованием памятников искусства, образцов древней литературы».
Но все равно есть у казахов в Закавказье, кроме братского Азербайджана, земля под названием «Казах». Там где есть слова, которые понимают все казахи, например «гуруд», «ёрга», «тумар» и т.д. Там где как и на всем Кавказе готовят хингал, но называют его «яйма (жайма) хянгяль».
Там где родились известные военноначальники, включая «бога русской артиллерии» генерал-майора Али Ага Шихлинского, отца которого звали Исмаил Казах-оглы. Жена прославленного артиллериста Нигяр Гусейн-Эфенди кызы известна тем, что по собственной инициативе посещала госпитали, где лежали казахи из рабочих батальонов, и писала за них домой письма на казахском языке.
Нигяр Гусейн Эфенди-кызыФаррух-Ага Мамедкерим-Ага-оглы Гаибов - первый азербайджанский военный летчик, также уроженец Казахского района.
Фаррух-ага Мамедкарим-ага-оглы Гаибов -первый азербайджанский военный летчик, уроженец Казахского районаИнтересен факт, что в целом конница считалась у некочевых народов элитным видом войск. В 1914 году в Российской империи была создана элитная Кавказская туземная конная дивизия (Дикая дивизия). В составе этого воинского подразделения был так называемый азербайджанский (иначе татарский) конный полк, две трети личного состава которого комплектовалась в Казахском уезде, населенного потомками кипчаков. Ну, а кому как не им? Тем, чьи предки рождались на коне.
В целом же, со времени вхождения в Российскую империю и Казахстана и Азербайджана взаимоотношения были очень слабыми. Ну в самом деле не брать же в расчет попытки грабежа казахскими корсарами Мангыстау кораблей с азербайджанскими командами следующими из Дербента в Астрахань?
Сотрудничество было налажено, когда инородческие народы Российской империи получили право участвовать в работе Государственной Думы. Тогда же появились контакты между казахской и азербайджанской интеллигенцией в рамках Мусульманской фракции. Да и в принципе цели и задачи партий «Алаш» и «Мусават» совпадали. Не зря бывший премьер-министр Туркестанского самоуправления Мустафа Шокай, скрываясь от большевиков, нашел первоначальное убежище в Баку. А резню в Коканде узбекского и казахского населения (около 40 тыс. жертв) по сведениям заместителя председателя Коминтерна Турара Рыскулова устроили не только большевики, но и боевики армянской националистической организации «Дашнак цутюн».
В период первой мировой войны немало казахов, угнанных в рабочие батальоны, оказалось на кавказском направлении фронта. Но этот период ни Казахстаном, ни Азербайджаном не изучался. Равно как и возможное присутствие казахов в рядах Кавказской добровольческой армии Нури-паши, освобождавшей Азербайджан от большевиков, дашнаков и британцев. В эту армию, входили также бывшие военнопленные из рабочих батальонов.
С 26 февраля по 6 марта 1926 года в Баку прошел Первый тюркологический конгресс. В этом мероприятии приняли ученые со всего тюркского мира, включая Казахстан. С речью о необходимости единой терминологии выступил Ахмет Байтурсынов. В Баку была принята резолюция о единой латинской графики для тюркских народов. И казахская латиница во многом основывалась на действующей азербайджанской. Этот тюркологический конгресс стал первым и последним. Почти все его участники попали в застенки НКВД и были после ужасных пыток расстреляны. А казахам, азербайджанцам и другим тюркам насадили новый алфавит – кириллицу, придумав для общих фонетических звуков разные символы.
Вообще в СССР старались ограничивать контакты между родственными народами. Но тем не менее они были. Как говорят азербайджанцы, особую роль сыграл выход книги О. Сулейменова «Аз и я». Это фактически запрещенное издание было настолько популярно в Баку, что появились легенды об обмене книги на новый автомобиль.
Долгие годы личным телохранителем азербайджанского национального лидера Гейдара Алиева был казах Осман Паша (Госман Жапаров). Сам Г. Алиев относился к казахам с нескрываемым уважением. В декабре 1986 года после кровавого разгона выступления молодежи в Алматы, он будучи членом Политбюро ЦК КПСС жестко высказался М. Горбачеву. А уже в 1987 году Г. Алиева вывели из состава Политбюро и отправили на пенсию.
Впрочем, и Горбачеву оставалось недолго. Советский Союз после декабря 1986 года начало всерьез лихорадить. Цепная реакция против диктатуры Москвы прокатилась по всем окраинам. А в Карабахе между Арменией и Азербайджаном начался затяжной и кровавый конфликт. С большими жертвами с обеих сторон.
Отметился в этой войне и Казахстан.. Как указывает, в своей монографии «Турция и Карабахский конфликт» Гаик Демоян еще в 1992 году в Казахстане добровольцами в Карабах записалось около 300 человек, отправилось 30 волонтеров. Собиралась денежная помощь. Один из бывших руководителей Армении в интервью как-то заявил: «Со стороны азербайджанцев было "обкатано" достаточно много боевых групп националистических движений из бывших республик Союза. Так, воевала группа "Алаш" из Казахстана». Потом эту фразу подхватили и другие пропагандисты. Как, к примеру, некто Игорь Мурадян, сменивший в российских СМИ фамилию на Минасова.
Бывая в Азербайджане, я часто слышал рассказы о солдатах Советской армии, этнических казахах, которые ночью сбегали от командиров, не желая воевать против близкого народа. Впрочем официальной информации обо всем этом нет. Источником об участии тюркских добровольцев (турков, казахов, узбеков, гагаузов) в Карабахской войне может служить книга турецкого журналиста Ардана Зентюрка. Равно как публикации армянских газет того времени.
Попытка восстановить мир в регионе стала одной из первых внешнеполитических акций Казахстана. 22 сентября 1991 года Карабах с посреднической миссией посетил Президент Нурсултан Назарбаев. Побывал в самой гуще конфликта, даже в мятежном Степанакерте (Ханкенди). 23 сентября при посредничестве Казахстана и России, при непосредственном участии президентов обоих государств, в Железноводске было подписано совместное коммюнике, своего рода Дорожная карта, ведущая регион к миру.
Однако 20 ноября 1991 года в районе села Каракенд был сбит вертолет на котором находились члены российской и казахской миротворческих миссий. Погиб заместитель министра внутренних дел Республики Казахстан, генерал-майор Санжар Сериков. Азербайджан возложил ответственность за этот инцидент на армянских боевиков, а Армения заявила о крушении летного средства.
Тем не менее Казахстан остается на позиции территориальной целостности Азербайджана. Старались уладить эту проблему когда официальная Астана председательствовала в ОБСЕ. В 2013 году на саммите глав тюркоязычнх государств в Габале итоговой декларации саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств отмечается, что "армяно-азербайджанский карабахский конфликт является самой большой проблемой, препятствующей региональной стабильности и сотрудничеству". В документе зафиксировано, что участники саммита поддерживают шаги "в направлении мирного урегулирования конфликта в рамках признанных на международном уровне границ Азербайджана".
Поэтому Нурсултан Назарбаев ограничивает участие Армении в Таможенном союзе особым мнением по Карабаху.
Мир на Кавказе выгоден Казахстану, хотя бы для беспроблемной поставки углеводородов на европейский рынок, создавая диверсификацию поставок нефти. Поэтому участие официальной Астаны в политических процессах в регионе будет законом.
Аскар Умаров
Материал взят с журнала "Mangilik El", статья "Казахи Кавказа. Особое мнение"