«Музей открылся в 2002 году, - рассказывает его хранитель Каусылов Данияр. Его открывали историки С.В. Селиверстов и Ж.А. Ермекбаев. Они ездили в Санкт-Петербург, привозили оттуда материалы».
Лев Николаевич родился в семье поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. «Настоящая фамилия Ахматовой – Горенко, псевдоним образован от имени последнего золотоордынского хана Ахмат-хана, то есть по материнской линии она принадлежит к роду чингизидов. Возможно, поэтому Льва Николаевича всю жизнь тянуло к тюркским народам: в нем была кровь кочевников, - считает заведующий музеем.
«Истинная дружба народов возможна только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа, широком общении между ними. Мы должны всячески способствовать дальнейшему расширению контактов национальных культур, их взаимному обогащению, их подъему и расцвету.»
В 1934 году молодой Гумилев поступает на исторический факультет Ленинградского университета. Однако диплом он получит только лишь в 1946 году. Причиной столь долгого его обучения станет то, что он трижды будет арестован и в общей сложности 14 лет проведет в лагерях.
В 1938 году Льва Николаевича арестовывают во второй раз и приговаривают к расстрелу. Сидя в камере и дожидаясь своего приговора, он придет к мысли, что в этом мире ничто не происходит само собой, некая высшая сила влияет на этносы, на личности, на их рождение, развитие и угасание. Это посетит его ставшая впоследствии знаменитой идея о пассионарности.
«… исключительное значение пассионарности заключается лишь в том, что она – мера потенциальных возможностей конкурирующих этнических систем и потому определяет расстановку сил в данную эпоху, хотя и не детерминирует исхода событий»
Здесь можно увидеть его знаменитый «График пассионарности»После освобождения в 1944 году, ученый просит
отправить его на фронт, однако получает отказ. Есть свидетельства, что он
повторит свою просьбу об отправке на фронт уже более убедительно, фразой: «Начальник,
отпускай меня, а то я себе вены перережу, обрызгаю тебя кровью и тебя черти
есть будут». После таких угроз его отпускают, он уходит на войну в составе
штрафного батальона. День Победы Гумилев встречает в Берлине.
Слежка за Гумилевым не прекращалась и после войны. В 1949 году его в третий раз арестовывают, так он и попадает в Казахстан, в КарЛАГ.
Письмо, написанное матери из лагеря
Аресты, камеры, лагеря, фронт, казалось бы, это должно навсегда сломить человека. Но только не Гумилева, сына Серебряного века с волевым духом кочевника. В 1956 году он выходит из последнего места своего пристанища – омского лагеря – с чемоданами, полными рукописей. В заключении он очень много писал, размышлял, даже выучил в беседах с иранским заключенным персидский язык. «Я не кабинетный ученый, а каторжный» - так говорил Гумилев о себе. Писал он преимущественно на бумаге из-под посылок, которые присылались заключенным. Арестанты несли ее отовсюду, однако бумаги катастрофически не хватало. Поэтому писал он без помарок и ошибок.
Музей-кабинет Гумилева в Астане – удивительный. Помимо того, что в нем хранятся редчайшие документы и фотографии, личные вещи ученого, очень много материалов об арестах и преследованиях ученого, сама атмосфера музея излучает свет и жажду жизни. Думается, это именно то, что испытывал сам Гумилев, всю свою жизнь посвятив науке и не отказавшись от нее ни на секунду. В этом плане очень интересно его «завещание» для следователя: «Я написал «Историю Хунну» для собственного удовольствия и утешения души. В ней нет ничего антисоветского <…>. При редакционной правке, книга может быть напечатана; авторство мое может быть опущено; я люблю нашу науку больше чем собственное тщеславие <…>».
«Вы умны, поэтому опасны для общества», - так отвечали Льву Николаевичу на вопрос, за что его арестовывают.
«Судьба
– это вероятность состояния. То есть существует процесс, который идет не жестко
запрограммированно, а вериабельно, причем вериабельность эта зависит от такого
количества фактов, что мы их даже учесть не можем, не то что совладать с ними.
Поэтому сейчас я охотно повторю, что доволен своей судьбой. Я был со своим
народом и переживал то, что переживал мой народ».
Московский кабинет Гумилева, подарен супругой Натальей Викторовной
Уникальный портрет Л.Н. Гумилева, написанный калмыцким художником
Деревянный бюст ученого подарен томским скульптором Л. Усовым
Музей, несмотря на то, что располагается в Евразийском университете, открыт для всех, ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 18.00.
Людмила Выходченко