В последние годы активизировались научные экспедиции по сбору документов, имеющих отношение к истории Казахского ханства. По программе «Народ в потоке истории» была совершена научная археографическая экспедиция в научные фонды Ирана и Индии.
Научный сотрудник Института востоковедения Галия Камбарбекова принимала участие в одной из таких научных экспедиций по сбору документов.Участница данной программы работала в Центральной библиотеке при Тегеранском университете и в целом выявила более 30 ранее неизученных и малоизученных манускриптов на персидском языке. Эти рукописи состоят из исторических сочинений, посвященных всеобщей истории мусульманских династий, биографий и описаний походов определенных правителей Востока (XIII-XVII вв.), а также сборников дворцовых протоколов иранских шахиншахов XVI-XVII вв.
В этих рукописях содержатся ценные сведения о тюкрских племенах Центральной Азии и о казахских ханах, таких как Касым-хан, Таваккуль-хан, Ишим-хан, Жахангир-хан (Салкам Джангир), Тауке-хан и Жалантос Бахадур.
В сочинении «Силсилат ас-салатин» обнаружены сведения о занимаемой территории Дешт-и Кипчака. Судя по этому источнику, Дешт-и Кипчак простирался с севера на юг на 600 фарсахов, а с востока до запада охватывал почти 1000 фарсахов (каждый фарсах более 6 км.). Это значит, что территория Дешт-и Кипчака была больше, чем территория нынешнего Казахстана.
В рукописях «Тарих-и Сафавийа», «Тарих-и шах Исмаил» и «Тарих-и алам ара-ий шах Исмаил» есть сведения о ставке Касым-хана. Иранские историки писали, что ставка Касым-хана была расположена от ставки иранского шаха на расстоянии, которое можно было преодолеть за шесть месяцев, там же говорится, что казахи были мусульманами-суннитами. Кроме того, есть точное описание внешности самого Касым-хана, говорится, что он сидел на шахском троне, где были изображены гепарды и львы, одет он был как его великий предок Чингис-хан и даже был похож чем-то на него.
Также ценными документами являются обнаруженные рукописи по мусульманской дипломатии. Ведь давно известно, что казахские султаны и ханы вели дипломатическую переписку с правителями соседних государств, но доказать это на основе письменных источников удалось именно в ходе научной экспедиции. Важным результатом данной экспедиции является выявленная дипломатическая переписка казахских ханов, это например: ответное письмо иранского шаха Аббаса II казахскому хану Тауке (1660-1661), а также ответное письмо правителя Коканда Абдурахим бии Тауке-хану (приблизительно 1716-1717).
Надеемся, что эти сведения, которые собираются по крупицам, смогут помочь восстановить «белые пятна в истории Казахстана, особенно в истории Казахского ханства».