С докладом выступил главный научный сотрудник Института, д.и.н., профессор В.З. Галиев. Как он отметил, тема национально-освободительных движений вызывает большой интерес в обществе. Данной тематикой, кроме историков, занимаются и журналисты, и просто любители истории.
«Однако выработка концепции – это дело историков. При этом, изучая историю, необходимо знать, допустим, и экономику. Один из сложнейших вопросов национально-освободительных движений в Казахстане – это восстание под предводительством Кенесары Касымова. Нужно отметить, что исследование данного вопроса даже после обретения независимости было осложнено в силу его связи с вопросом межродовых отношений казахов», - рассказывает профессор. В.З. Галиев также остановился на историографии проблемы.
В целом спектр источников по восстанию Кенесары Касымова очень широкий. Источники находятся в архивах различных российских организаций. В настоящее время, считает ученый, необходимо продолжить исследования данного вопроса в контексте национально-освободительной борьбы, землепользования, родо-племенных отношений. Весьма сложным является также вопрос местонахождения останков и черепа Кенесары Касымова.
Известно, что череп К. Касымова находится в России, и российские учреждения имеют информацию о месте его нахождения. В свое время вопрос возвращения черепа хана в Казахстан поднимался в Сенате РК, но результатов не было.
«В настоящее время группа ученых Института осуществляет научно-исследовательский проект, посвященный поиску черепа К. Касымова. При этом задача историков – только найти этот череп. Задача по возвращению и выкупу перед учеными не стоит. В рамках поиска следует поднять около 9000 книг. Работы еще предстоит выполнить много, и оценки давать еще рано», - подводит итог В.З. Галиев. Вопрос исследования прояснен примерно на 30%. Весомую информацию дают послужные списки, находящиеся в архивах Москвы. Так что необходимо искать и в архивах, и библиотеках.
Кенесары Касымова считают 20-м и последним ханом Казахского ханства, организатором национально-освободительного движения. Он был зверски убит на территории современного Кыргызстана, а после смерти, по легенде, его голова была отделена от тела и увезена в дар российскому царю.