Сколько раз в жизни вы проходили мимо каменных и бронзовых изваяний? А сколько раз задумались, кто и как их создавал? Где те священные ясли рождения монумента?
Немного поплутав по окраинам города, мы наконец-то заметили скрытое от глаз здание с надписью «Художественная мастерская». Войдя в открытые ворота помещения, похожего на огромный ангар, мы окунулись в полумрак и холод, так резко контрастирующий с весенним уличным теплом. Это и есть одна из колыбелей монументов. Нас встретил художник и скульптор Ринат Абенов, который не понаслышке знает, каково это – подчинить себе бронзу.
Ринат Абенов автор памятника основателям Казахского ханства – Керею и Жанибеку
Рабочий день скульптора совсем не похож на день, к примеру, офисного работника. Он лишен суматохи, привязки к компьютеру и офисному стулу. Мастер работает с «живым» материалом: глиной, гипсом, воском, бронзой, и каждый день видит результат своей работы.
Накидка глины, далее скульптор приступает к ваянию с помощью инструмента выше
В создании памятников есть какая-то неведомая магия. Как еще можно объяснить появление на свет пятиметровой бронзовой скульптуры?
«Все начинается с идеи», - рассказывает Ринат. Затем она прорисовывается
на бумаге в виде эскиза. Эскиз воплощается в 40-сантиметровую фигуру из
пластилина.
Эскизы скульптур из пластилина
Следующий этап – увеличение, уже из глины изготавливается метровая модель памятника, которую переводят в гипс.
Так выглядит гипсовая рабочая модель памятника
Каждую часть гипсового изделия измеряют. То есть, если это будущий памятник батыру, то измеряется длина его рук, ног, туловища, меча и т.д. Чтобы сделать гигантское пятиметровое изваяние, ставится рама соответствующего размера, в которой на трех линейках (своего рода 3D проекция) в пять раз происходит увеличение скульптуры.
В мастерской
Далее процесс рождения бронзового памятника можно назвать сказочным, если бы он не был таким кропотливым и тяжелым. С глиняного гиганта снимают гипсовую форму, с нее восковую. Восковое изображение очень хрупкое, поэтому его переводят в огнеупорную форму из песка, создавая тем самым идеальные контуры будущего монумента. Конечный этап – литье бронзы. Ровно сутки металл остывает, набираясь монументальности и величественности.
Бронзовый памятник собирают буквально по частям, отливая каждую деталь по отдельности. Если подойти к нему ближе, то можно разглядеть швы от сварки, соединившей части между собой.Мастер шлифует рубцы, навсегда скрывая тайну рождения памятника.
А знаете ли вы, что
Несмотря на внушительные размеры памятников, толщина бронзы достигает всего 8 миллиметров. Внутри они полые.
Первоначальный эскиз памятника Жанибеку и Керею отличается от его бронзового воплощения. По задумке автора, у Жанибека не было в руке шлема, а Керей протягивал к народу левую руку.
Фото: Алена Демченко