Вузовский курс отечественной истории является логическим продолжением знаний, приобретенных в средней школе, и способствует формированию фундаментальной образовательной базы наряду с другими обязательными дисциплинами при подготовке специалистов всех квалификаций.
Преподавание этого предмета должно быть ориентировано на формирование исторического самосознания и идеи государственности с акцентом на её политическую составляющую.В современный период качественно изменилось требование к междисциплинарному подходу в исторической науке, что предполагает использование при изучении истории Отечества инструментария смежных наук.
Авторским коллективом Института истории государства Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан в составе доктора исторических наук, профессора Буркитбая Аягана, доктора исторических наук Жанны Кыдыралиной и кандидата исторических наук Кулпаш Ильясовой разработан проект Типовой программы «История Казахстана» для студентов неисторических специальностей бакалавриата вузов. При этом при разработке настоящей программы авторами преследовалась цель выстроить содержание курса таким образом, чтобы избежать повторения уже изученного по данной дисциплине материала в средней общеобразовательной школе, и изложить содержание на более высоком уровне теоретико-методологических обобщений и выводов, представить на основе новейших достижений казахстанской и зарубежных исторических школ различные точки зрения и подходы в освещении разнообразных тем отечественной истории.
При построении программы ее разработчики исходили из понимания единого логического стержня истории Отечества, основанного на цельном восприятии этногенеза государствообразующей нации – казахов, эволюции государственности на территории Казахстана. Методологической основой данного курса являются новейшие разработки отечественных ученых по проблемам освещения современной отечественной истории.
Авторский коллектив предложил период с 1917 года, связанный с падением монархии, провозглашением Казахской автономии и распадом СССР в 1991 году, обозначить новым временем (1917-1991 гг.), а период с 1991 года, обретения Казахстаном Независимости, - новейшим периодом (1991 г. - по настоящее время) в истории Казахстана, когда начались масштабные экономические и политические реформы.
Безусловно, авторы не претендует на всеобщность и всестороннюю исчерпанность подачи учебного материала. Использование данной программы предполагает свободу выбора, критический и творческий подход к созданию на ее основе рабочих программ, силлабусов, методических рекомендаций и планов семинарских занятий.Авторы при составлении программы большое внимание обращали также на повседневную жизнь населения.
Проект Типовой программы в течение последних двух лет обсужден научно-педагогическим сообществом на специализированных кафедрах истории Казахстана ряда вузов страны, был доработан с учетом критических замечаний и предложений. После устраненения недостатков получил в целом положительные отзывы. Проект программы также был обсужден на различных диалоговых площадках широкого формата: секциях Второго Национального Конгресса историков, научно-методологических семинарах в различных регионах страны, а также на недавнем Международном научно-методологическом семинаре в Астане 31 января - 1 февраля 2014 г.
Ученым Советом Института истории государства 6 марта 2013 года проект программы рассмотрен и рекомендован для дальнейшей экспертизы в Министерстве образования и науки РК.
Рецензентами проекта программы являются доктор исторических наук, профессор З.Е.Кабульдинов(ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, г.Астана);доктор исторических наук, профессор О.Х. Мухатова(КазНУ им. аль-Фараби, г.Алматы).
Типовая учебная программа подготовлена в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан для студентов неисторических специальностей бакалавриата вузов.
По поручению вице-министра образования и науки Республики Казахстана Т. Балыкбаева проект Типовой программы выносится на широкое обсуждение, в т.ч. на Web-сайтах.
Материал предоставлен Институтом истории государства