Шокан (настоящее его имя - Мухаммедханафия) Чингизулы Уалиханов (родился в ноябре 1835 года в укреплении Кусмурын нынешней Костанайской области, умер в апреле 1865 года возле поселка Алтынемель нынешней Алматинской области) - великий казахский ученый, ориенталист, историк, этнограф, географ, фольклорист, просветитель, демократ. Закончил Омский кадетский корпус (1853 г.), слушал лекции на историко-филологическом факультете Петербургского университета (1861-1862 гг.).
Абылай - его прямой предок. Старший сын Абылая, Уали (1741-1821) - родной дедушка Шокана. Когда Уали умер, а его главный наследник, старший сын Губайдулла (Абайдильда), был сослан в Сибирь, заботы о ханской семье, о ханстве и власть перешли в руки младшей жены Уали хана - к Айганым. "Дети Уали от старшей жены не хотели признавать отцовскую политику подчиненности России, а Айганым и ее дети сохранили верность России. Александр I оказал особое внимание этой жене Уали хана, распорядившись построить для нее роскошный особняк в степи. В этом доме родился Шокан Уалиханов", - пишет П. П. Семенов-Тянь-Шанский. Детство Шокан провел сначала в Кусмуруне (когда отец был старшим султаном), потом в Кокшетау, на родине предков - в Сырымбете.
В детские годы Шокан интересовался историческими стихами, сказаниями, преданиями, рассказами, внимательно прислушивался к ним. Уже в кусмурунский период он записал поэму "Қозы Көрпеш-Баян Сұлу". В Сырымбете им нарисованы картины на сюжеты преданий и сказаний. Все это говорит о том, что духовное развитие сообразительного, способного ребенка начало формироваться рано.
Ш. Уалиханов начал учебу в Кусмуруне, в казахской школе, где изучал арабский язык. По традиции, согласно которой сын хана должен знать 7 языков, Шокан с детства изучал арабский, шагатайский языки, а позже усвоил тюркские языки Средней Азии.
В 1847 году отец с помощью своих русских друзей устроил 12-летнего Шокана в кадетский корпус. Это учебное заведение, считавшееся в Сибири самым лучшим, было, по словам декабриста А. Завалишина, "местом, где процветали просветительство и патриотизм".
"В корпусе быстро выросли знания и кругозор Шокана, в развитии он даже стал перегонять русских друзей. А через два года перегнал не только одноклассников, а даже тех, кто был старше его на 2-3 года", - вспоминает его друг Г. Н. Потанин.
На духовный рост Шокана заметное влияние оказали преподаватель русской литературы, ориенталист Н. Ф. Костылецкий, ссыльный ученый Гонсевский, читавший им курс истории культуры, литератор В. П. Лободовский (друг детства и идейный соратник Н. Г. Чернышевского). Благодаря Костылецкому в 1852 году началась дружба между Шоканом и И. Н. Березиным. По поручению Березина Шокан пишет рецензию на труд Токтамыса "Хан жарлыгына" (К указам хана). Это - его первая научная работа.
После этого на Шокана обратили внимание преподаватели корпуса и передовая интеллигенция Омска. Преподаватели стали смотреть на 14-15 летнего Шокана как на будущего ученого и исследователя. Шокан, не поднимая головы, читает книги по истории, географии. Руководители корпуса дали Шокану специальное разрешение для знакомства с редкими экземплярами древних книг в недоступной для остальных учеников фундаментальной библиотеке. Он с интересом прочитал "Путешествия" П. С. Палласа (1741-1811), исследовавшего Урал, Волгу, побережье Каспия, Южную Сибирь, Байкал, Алтай, дневники П. И. Рычкова, в которых он описал историю и этнографию народов, населявших Волгу, каспийское побережье, Урал. Эрудированность молодого Шокана, хорошее знание им восточной литературы высоко оценили С. Ф. Дуров, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев.
В 1853 году Шокан закончил обучение в кадетском корпусе, ему присвоили звание корнета конных войск. Он получил назначение офицером полка в Сибирское казачье войско. По ходу дела он был оставлен в канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири. Через год был назначен адъютантом генерала Г. Х. Гасфорта (1790-1874), управлявшего Западной Сибирью и северо-западными округами Казахстана; одновременно он был офицером по особым поручениям Главного управления Западно-Сибирского края.
В 1856 году Шокан присоединился в военно-научной экспедиции, возглавляемой М. М. Хоментовским. Экспедиции вменялось основательно исследовать киргизские земли, снять на карту окрестности Иссык-куля. Это давало Шокану возможность заниматься научной работой. Обратив внимание на древний эпос киргизского народа "Манас", он посетил город в верховьях Или, где сражался Манас. Достигнув в середине июня Иссык-куля, они засняли на карту восточное и северо-восточное его побережье. На нескольких маршрутах он был вместе с Семеновым-Тянь-Шанским, с которым познакомился весной 1856 года в Омске у Гутковских, с тех пор они дружили. В 1856-1857 годах, встретившись в Жетысу, они вместе проводили научную работу. Семенов-Тянь-Шанский писал, что во время обсуждения вопросов, касающихся Средней Азии, мнение Шокана было решающим.
Будучи в экспедиции, Шокан собрал ориентологические, энтомологические коллекции и составил гербарий, исследовал фауну и флору Жетысу и окрестностей Иссык-куля, участвовал в составлении карты Иссык-куля. Он пристально изучал культуру древних разрушенных городов тех мест, древнюю систему орошения, остатки архитектурного наследия, этнографию и каменные изваяния. Он выяснил, что в Джунгарии, бывшей в подчинении и России, и особенно на берегу реки Или, был оседлый образ жизни. Побывав от Алаколя до Тянь-Шаня, он записал в киргизских родах Бугы, Сарыбагыш, Солту родословные киргизского народа, их песни, сказания, легенды, эпос "Манас".
Достижения Ш. Уалиханова в области истории, географии стали известны петербургским ученым и 27 февраля 1857 года Шокана, которому едва перевалило за 20 лет, избрали действительным членом Русского географического общества. Это свидетельство признания заслуг Ш. Уалиханова перед русской наукой.
Путешествие Шокана в Кашгарию в 1858-1859 годы способствовало тому, что его творчество в области научного просветительства поднялось еще на одну ступень. В Петербурге Шокан установил научные связи с русскими учеными, исследователями Востока, особенно с редактором ведомостей "Русского географического общества" профессором А. Н. Бекетовым, с Е. П. Ковалевским и Ф. С. Остен-Сакеном из Азиатского департамента, с профессором Петербургского университета И. И. Захаровым, который был консулом в Кульдже. Вместе с И. И. Захаровым он преподавал тюркские языки в высшей школе Азиатского департамента. В квартире Ш. Уалиханова частыми гостями были В. Б. Григорьев, В. П. Васильев, В. В. Вельяминов-Зернов и др. В Петербурге Шокан пишет статьи в научные, художественные журналы, в энциклопедию. Материалами Шокана пользовались А. Ф. Голубев, Д. И. Романовский, которые занимались изучением Казахстана, Средней Азии, Иссык-куля. Сведениями Шокана пользовались офицеры Главного штаба.
Болезнь (туберкулез) стала прогрессировать и по совету врачей весной 1861 года он вернулся в родные края. Живя среди народа и видя, что народ подвергается двойному гнету, он согласился в 1862 году стать старшим султаном Атбасарского округа. "Согласился стать старшим султаном с целью помочь соотечественникам защитить их от произвола чиновников и казахских баев. Самое первое, что я преследую - на своем личном примере показать землякам, что образованный старший султан может принести больше пользы", - пишет он в письме к Ф. Достоевскому.
В своей короткой жизни Ш. Уалиханов оставил много ценных трудов, посвященных общественно-политическому устройству, истории, географии, этнографии и фольклору народов Казахстана и Средней Азии. Он первым предоставил сведения о том, что Балхаш и Алаколь когда-то представляли собой единую водную поверхность и об особом потоке ветра из Джунгарских ворот. После рецензии на труд "Хан жарлыгына" Шокан исследовал труд К. Жалаири "Джами-ат-таварих", перевел оттуда основные разделы на русский язык и на их основе составил словарь восточных терминов.
На основе произведений Абулгазы "Шайбани-наме", "Шежре-и-турк" он написал труд под названием "Родословная казахов", теоретическое значение которого велико. Шокан считал труд "Джами-ат-таварих" уникальным историческим произведением, сборником исторических преданий казахов XV-XVI-XVII веков. Углубившись позже в книги "Бабур-наме", "Тарих-и-Рашиди", он уместно использует сведения, полученные оттуда, в своих трудах. До конца жизни он считался сотрудником Главного штаба и Азиатского департамента. Болезнь прогрессировала и в апреле 1865 года Шокан Уалиханов умер в местечке Кошентоган в ауле Тезек, у подножья Алтынемельского хребта.
Труды Ш. Уалиханова, внесшие свой заметный вклад в различные отрасли науки своего времени, высоко оцениваются во все времена.