мировым и региональным державам удалось скоординировать действия по борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке. Однако надо понимать, что разгромленные боевики начнут возрождать ячейки на других территориях, и это серьезный вызов для всей Евразии. Сейчас количество боевиков-выходцев из центральноазиатского региона достигло угрожающих масштабов, а количество женщин и детей, вовлеченных в радикальную деятельность, стремительно растет, что заставляет мировую общественность заново посмотреть на вызовы, связанные с радикализацией молодежи и использованием Интернета в террористических целях.
26 октября, в Астане состоялась конференция, посвященная безопасности в центральноазиатском регионе «Новые вызовы и подходы по региональной и глобальной безопасности в Центральной Азии». В работе конференции приняли участие Фонд им. Фридриха Эберта, Казахстанский Совет по международным отношениям и Институт дипломатии Академии государственного управления и исследовательского института «Общественное мнение».
Конференция была разделена на четыре основополагающих сессий и непосредственного открытия конференции. Заместитель Главы Офиса Программ ОБСЕ в Астане Диана Дигол обратилась к собравшимся с приветственной речью, после с приветствием к присутствующим также обратились Дьердь Сабо, Глава Офиса Программ ОБСЕ в Астане, Хенриетте Кифер, региональный директор Фонда им. Фридриха Эберта в Казахстане и Узбекистане, Мариан Абишева, директор Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте РК, Искандер Акылбаев, исполнительный директор Казахстанского Совета по международным отношениям, и Ботагоз Ракишева, директор Исследовательского института «Общественное мнение».
Конференция имеет цель содействовать диалогу между государств-участниками ОБСЕ в отношении путей решения проблем безопасности. В ходе сессий конференции основное внимание было уделено путям расширения сотрудничества региональных организации безопасности в Центральной Азии и ОБСЕ, противодействию вовлечению молодежи и насильственный экстремизм и радикализации, которые ведут к терроризму, противодействию использования Интернета в террористических целях и реабилитации и реинтеграции иностранных террористов-боевиков.
Первую сессию «Институциональное измерение: как усилить сотрудничество региональных организаций по безопасности в Центральной Азии и ОБСЕ?» начал генеральный секретарь ШОС 2010-2012 г. и экс-министр иностранных дел Кыргызстана (1991-1992 и 1997-2002 г.) Муратбек Иманалиев с докладом «Координация деятельности региональных организаций по безопасности в Центральной Азии. Усиление взаимодействия и эффективности». В своем докладе Муратбек Сансызбаевич обозначил обеспокоенность миграционной ситуацией в регионе, а также привел в пример индусский опыт: «Если взять опыт Индии, то там есть специальная служба правительства, которая работает с индийскими мигрантами за границей. 27 млн индусов проживают за пределами Индии, но, я думаю, что эта цифра гораздо больше. И там считают, что стимулирование своих граждан на выезд – это очень важный компонент работы правительства, что должно как можно больше индусов выезжать за рубеж для поиска лучшей работы и развития бизнеса».
В свою очередь Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Молдова в Королевстве Бельгии и Глава Миссии НАТО Лилиан Дарий на тему влияния внешних факторов на безопасность и развитие в Центральной Азии высказался о последствиях оттока населения в поисках заработка: «Если вы вспомните события 2014 года с Крымом, то позиция Кыргызстана и наша тоже формировалась по отношению к российско-украинскому конфликту во многом исходя из того, что Кыргызстан очень сильно зависит от денежных переводов своих мигрантов из России, как и Молдова тоже».
Об афганской проблематике и ее рисках для региональной безопасности высказался директор Института азиатских исследований Султан Акимбеков: «Афганская проблематика - это отношения между странами, которые стоят за афганскими группировками, поэтому если вы сможете установить отношения с Пакистаном и сможете гарантировать эти отношения, в том числе – и деньгами, то, значит, вы сможете в той или иной степени контролировать и пуштунские движения, которые на юге Афганистана выступают в качестве политической силы». Также, по его словам, возрастающая роль Китая поменяла расстановку сил в центральноазиатском регионе: «Китай поменял традиционную расстановку сил в отношениях России и США: он стал совершенно новым элементом в этой конструкции. Мы видим, что теперь есть треугольник, в котором все неоднозначно: уже очевидно, что Китай сегодня не поддерживает ту концепцию, которую поддерживает Россия о том, что нужно предпочитать некоторую изоляцию региона Центральной Азии с южного направления», - отметил эксперт.
Старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Анастасия Решетняк, обсуждая тему восприятия молодежью государственной политики по противодействию терроризму и экстремизму, отметила: «Мы провели опрос. Опрошенные почему-то считают, что в стране эффективно ведется борьба с терроризмом, но на вопрос – «А как именно проводится эта борьба?», к сожалению, ответа дать не могут. Очень высок уровень патернализма – большинство опрошенных считает, что борьбой с радикализмом должно государство на уровне «Запретить, ужесточить, наказать».
Спикер Анна Гусарова, директор Центральноазиатского института стратегических исследований, рассказывая о медиапротиводействии терроризму в мировой практике, затронула тему 11 сентября: «Соединенные Штаты Америки в 2001 году разработали пособие для детей что и как говорить о теракте 2001 года, т.е. это информация, специально подобранная и разработанная в мэрии для детей определенного возраста. Это специальный продукт для специальной целевой аудитории, которая будет ей нормально считываться. Но принципы были разработаны по коммуникации в случае стихийного бедствия или террористического акта для любого государственного работника Соединенных Штатов Америки в любом штате и в любой стране. Скандинавские страны тоже довольно хороший пример, в частности остановлюсь на Норвегии и их теракте. Эти проблемы, с которыми они столкнулись в ходе анализа проблемы стратегических и антикризисных коммуникаций после теракта – то же самое с чем столкнулся Казахстан в 2016 году в Актобе и Алматы. Отсутствие взаимодействий между силовыми структурами, которые отвечают за контртеррористические операции, что привело к огромному количеству фейковых новостей, слухов, заведомо ложных сообщений, которые массово распространялось по WhatsApp, Facebook и т.д. Тем не менее, позже они потратили 7 месяцев чтобы улучшить свою работу – это вызывает огромное уважение». Что касается временного анализа терактов в Алматы и Актобе 2016 года спикер отметила: «В Алматы все четко было сработано. Первое официальное сообщение от ДВД мы получили буквально спустя минут 20-30, а в Актобе первое официальное от профильных ведомств мы получили практически полдня спустя. Мы можем представить, что за эти полдня происходило в информационном поле города, в котором глушился интернет и связь. В Алматы же несмотря на то, что все было сделано быстро и четко, распространялись множество фейков и слухов, но люди, которые это сделали были наказаны».
Конференцию завершил доклад председателя Казахстанского Совета по международным отношениям Ерлана Карина «Женщины и дети: новые аспекты радикализации в контексте сирийского конфликта». Среди прочего спикер отметил о так называемом феномене выезда семей в зону вооруженных конфликтов: «Раньше из регионов выезжали в зоны боевых действий на Северный Кавказ, потом появился новый маршрут – Афганистан. В Афганистан тоже иной раз люди выезжали семьями. Все-таки так было нечасто, маршрут был очень сложный. Выезжающим в Афганистан нужно было долго добираться обходными путями, через Украину, Грузию, Турцию и только потом они попадали в зону афгано-пакистанской границы. Обобщая данные анкетирования осужденных лиц, в среднем на дорогу уходило от 15 до 45 дней. За это время группа собиралась, готовились поддельные документы, визы. На все это требовались большие деньги, а многие брали эти суммы в долг, иной раз люди брали кредиты, оформляя их на покупку машины. Некоторые снимали деньги с кассы мест, где они работали. Были разные истории, поэтому они чаще всего выезжали одни. Однако Сирия оказалась еще ближе, чем Афганистан, поэтому мы столкнулись с новой проблемой – чаще стали выезжать семьями. Стали брать билет в Стамбул, оттуда пересаживались на такси или на автобус, за сутки оказывались на сирийско-турецкой границе, переходили ее и они в зоне боевых действий. Поэтому в сравнении с тем же Афганистаном в Сирии оказалось больше боевиков с членами своих семей». Также политолог заключил, что ключевое различие сирийских боевиков от остальных заключается в количестве привлекаемых в пропагандистских материалах и боевых действиях женщин и детей. «Появлялось множество фактов и информации о наличии детских лагерей, которые функционируют как детские сады. Детские боевые отряды создавались не сразу, не как иной раз преподносится. Так как мужчины зачастую расселялись в населенных пунктах, участвовали в учебно-тренировочных сборах, вели дежурство, женщины и дети были доверены самим себе. Через какое-то время у женщин проявилась проблема чем занять детей и тут же разные инициативные люди стали предлагать свои услуги. Таким образом по подобию наших ясли-, детсадов начали функционировать детские кружки, которые постепенно, по мере взросления детей, привлекали их к радикализму. Это та проблема, с которой мы столкнулись».
Среди прочих, со своими докладами выступил старший научный сотрудник Службы международных научных проектов Аналитического центра Библиотеки Первого Президента РК Осман Досов, профессор Парижского института политических наук и консультант по контртерроризму Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии Татьяна Дронзина, подполковник генерального штаба Высшей Военной академии Бундесвера Клаус Л. Хюткер и другие.
Конференция является частью деятельности Офиса программ ОБСЕ по содействию диалогу и региональному сотрудничеству во всех трех измерениях всеобъемлющего подхода ОБСЕ и безопасности, а также привлечению экспертов к поиску творческих решений для решения современных угроз и вызовов.