Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Мани аулие

1485
Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Мани аулие  - e-history.kz
Портал Qazaqstan Tarihy продолжает серию публикаций исследователя Д. Черниенко, посвященную историческим обстоятельствам появления и современному состоянию сакральных мест Казахстана

Одним из святых мест, нашедших отражение в изобразительном наследии Тараса Шевченко, стал комплекс Мани аулие, включенный на сегодняшний день в список сакральных объектов Актюбинской области.

События Аральского перехода связаны с историей еще одного сакрального места, нашедшего отражение в творчестве Тараса Шевченко.

 

Одинокое дерево у подножья Мани аулие

 

Из форта Карабутак караван продолжал теперь свой путь на юг, в сторону возведенного в 1845 году Уральского укрепления («Иргиз-кала», современный аул Иргиз (Ыргыз), районный центр Актюбинской области), большей частью вдоль одноименной реки Иргиз.

За время трехдневной стоянки с 30 мая по 2 июня 1848 года Шевченко выполнил несколько карандашных набросков крепости, доработанных позднее. В местном краеведческом музее почетное место рядом с портретом художника занимает и его акварель «Укрепление Иргиз-Кала».

Если сама крепость поразила Шевченко своей «грустною наружностью», то окрестности оказались более привлекательными.

 

Маршрут похода на Арал проходил здесь, в долине Иргиза

 

Шевченковский уголок в краеведческом музее Иргиза На исходе двухнедельного путешествия (14-й переход, 26 мая) за несколько дней до прибытия в Иргиз-кала караван остановился в долине реки,

«…мы перешли вброд реку Иргиз и пошли по левому плоскому ее берегу. Вдали, на самом горизонте, синела гора, увенчанная могилами батырей и киргизских аулья, называемая мана аулья, т.е. здесь святой»

из повести Шевченко «Близнецы».

В нескольких километрах от этого холма расположен аул Шенбертал (Иргизский район, примерно 70 км к западу от Иргиза).

 

Вид из долины реки Иргиз на Мани аулие 

 

На вершине холма Мани аулие («Мәні Әулие») на высоте более 200 метров находится каменный город мертвых (некрополь), с одноименным названием. Здесь можно встретить древние захоронения с надгробиями (кулпытасами), на которых изображены тамги и арабские надписи. Сами могилы сложены из плиток железистого песчаника.

 

Древний некрополь на холме Мани аулие 

 

С этим некрополем связано множество легенд. Одна из легенд так объясняет происхождение названия холма. Однажды Жанибек батыр бежал из плена на свою родину. Но не один, его сопровождала девушка.   Во время погони девушка подверглась проклятью и перед смертью успела сказать джигиту: 

«…мы не сможем быть вместе. Похорони меня здесь и никогда не называй моего имени».

Джигит исполнил ее желание и на вопрос, чья это могила, всегда отвечал: «мәні бар ғой» («имеет смысл»).

Аксакалы рассказывают, что сюда даже гоняли скот, чтобы излечить от внезапных болезней. Местные жители поднимаются на холм, чтобы почтить предков, помолиться и, загадав желания, повязать разноцветные ленты на редкие кустарники.

 

Читайте также: Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Джангыз-агач

                                              Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Дустанова могила

 

 

Эти завораживающие широтой и природной мощью степные виды Шевченко неповторимо описал в своей знаменитой повести «Близнецы».

Сегодня комплекс Мани аулие включен в список сакральных объектов Актюбинской области.

 

Карта окрестностей Иргиза, на западе гора Мани аулие (аул Шенбертал) 

Д.А. ЧЕРНИЕНКО, 

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

кандидат исторических наук

фото – автора

(Продолжение следует)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?