Казахский музыкальный фольклор многим обязан таланту акына Исы, а исследователи его жизни считают, что его творческий взлет стал следствием зарождения театрального искусства в стране. Как бы то ни было, о жизни и творчестве И. Байзакова сказано немало слов. Поэтому портал Qazaqstan Tarihy собрал воспоминания современников об Исе Байзакове, которые помогут пролить свет на его роль не только в литературном наследии Казахстана, но и в государственной и общественной жизни страны
В первые послереволюционные годы Иса Байзаков активно трудился во имя установления и укрепления советской власти в Казахстане. Он был членом комитета по борьбе с ликбезом, создавал избы-читальни, ставил первые спектакли и концерты на казахском языке. Об этом периоде жизни Исы Байзакова его первый учитель, а впоследствии секретарь Кызыагашской волости и кавалер ордена Ленина Вагаз Шамсутдинов говорил:
«Ни одно важное государственное мероприятие в начале двадцатых годов в Кызыл-агачской волости не проходило без участия Исы Байзакова. Очень трудно было начать первые выборы в местные Советы. Баи и их приспешники мешали его проведению. Настраивали народ против этой кампании. В одном из аулов им удалось настолько антисоветски настроить местное население, что были избиты все члены выборной комиссии. После того, как мы пригласили Байзакова, который обычно перед началом выборов выступал с песней, призывающей укреплять советскую власть, объяснял важность этой кампании именно для бедняков, все изменилось в нашу пользу. Народ начал понимать суть выборов в Советы»
Следующая цитата принадлежит народному артисту Казахской ССР, одному из основоположников и первых режиссеров Казахского музыкального театра Канабеку Байсеитову. В своей книге «На всю жизнь» он дал ярчайшую характеристику разнообразной товорческой деятельности выдающегося деятеля казахской национальной культуры Исы Байзакова.
«Говорить об Исе, по-моему, людям, которые, его видели и слышали, очень трудно. Когда я о нем рассказываю, меня охватывает сомнение, как бы мои слушатели не подумали: «А вдруг этот человек преувеличивает, вдруг он придумывает все или прибавляет отсебятину?». Это не было сказкой, но его искусство и на правду мало походило. Например, лично я не верю, что когда-нибудь родится талант, подобный певцу Амре и акыну Исе. Я очень сомневаюсь, что раньше жили акыны, которые экспромтом могли сочинять такие выразительные стихи, как Иса. Он был настоящий феномен! Наверное, не существовало на этом свете вещей и событий, о которых Иса не мог бы сочинить стихов. Что бы он не взял в руки, на что бы не бросил взгляд, тут же у него сами собой рождались стихи. Без всякой подготовки, ни на минуту не задумываясь, без запинки сразу начинал петь. Со стороны казалось, что не сам Иса, а его язык успевает продумать слова, слетающие с его уст. И ни одного пустого, малозначительного выражения, все со смыслом, глубиной […]
Ведь он будто не земным акыном был, а из волшебной сказки. Даже мы сами, которые с ним вместе трудились и близко общались, видели его и не раз слушали собственными ушами, не всегда верили, а иногда, находясь рядом с ним, словно впадали в забытье и изумление»
Иса Байзаков со своей семьей переезжает в Семипалатинск и начинает работать в молодом театре областного центра. Своими воспоминаниями о творческой деятельности Байзакова в Семипалатинске делится современница Исы Кайым Шакирова.
«Мне было в ту пору 25 лет, а мой муж Альмукан Шакиров был немного старше меня. Таких молодых, начинающих артистов в театре было немало. Мы репетировали спектакли, сценки и выезжали в аулы. Когда к нам приезжали столичные актеры, мы очень радовались, потому что у них многому можно было поучиться, хотя наряду с молодыми актерами в театре были и талантливые профессиональные артисты. Приход к нам Исы Байзакова очень оживил наши спектакли. Иса играл роли, в которых он мог петь. Мне особенно запомнилась его игра в спектакле «Кыз-Жибек», Иса исполнял роль Шеге, друга главного героя Тулегена. Это была роль певца-поэта, остроумного, находчивого. У нас тогда все считали, что эта роль Исе очень подходит, потому что он в этой роли может оставаться самим собой. В спектакле «Айман-Шолпан» у него также была роль поэта-певца Жаркына. Но не только в спектаклях пел Иса, он участвовал в концертах, выезжал вместе с нами в аулы. Иса, узнав, что я с Альмуканом с иртышской земли, очень обрадовался и когда мы оставались одни, он всегда расспрашивал нас о родных местах. Шарбану, жена Байзакова, приехала к нам очень больная, и я прибегала к ней между репетициями помогать по дому, рассказать о новостях в театре, она очень радовалась моему приходу, называла меня сестренкой, а Иса – то невесткой, то сестренкой. В апреле 1937 года в семье Байзаковых случилось большое несчастье - умерла Шарбану. Мы все в театре восприняли это несчастье как общее горе. После смерти Шарбану дети Байзаковых Макпуза и Ертыс некоторое время жили у нас, а потом Иса увез их в Алма-Ату. А в конце 1937 года, и мы с Альмуканом переехали в Павлодар и стали работать в Павлодарском театре»
После Великой Отечественной войны Иса Байзаков серьезно заболел. Советский писатель Касым Аманжолов был свидетелем последних лет жизни прославленного акына. Об этом периоде жизни Исы Байзакова вспоследствии К. Аманжолов писал:
«Я вернулся с войны в Алматы летом 1945 года. Тем летом весь Казахстан праздновал столетие великого Абая. Во время этого праздника я встретился с большинством своих коллег-писателей. Вся страна праздновала Победу и в безмятежных моих думах возник вопрос: «Где Иса?». На празднике Абая были все акыны-писатели и самые матерые и находчивые жырау. И неужели на всем этом пиршестве не нашлось место пламенному акыну Исе? Говорят, что он сильно заболел, что его нет в Алматы. Мол, не смог приехать на той.
«Иса приехал», - сказал один знакомый. Я разузнал где он остановился и отправился туда. Перед моим взором все еще был старый-добрый Иса, но как только я добрался до его дома и увидел в постели тощего человека, лицо которого лишь отчасти напоминало Ису, меня словно окатили холодной водой. «Милый мой Касым», - тихо сказал он, протягивая дрожащую руку, - «Садись. Я слышал, что ты благополучно вернулся, стал семьянином».
Он спрашивал меня о том, какие стихотворения я написал, кем были мои новые родственники. После этого он взял домбру, которая как ребенок в руках матери лежала рядом с ним, и попробовал сыграть. Я заметил, что его пальцы уже не пускались впляс как раньше.
«Передавай привет Сабиту. Он отправил ко мне Сапаргали, чтобы тот написал мою автобиографию. Подумал, что я умираю. Я не умираю. У меня нет туберкулеза, лишь немного простудился. Не умру!» - сказал Иса.
* * *
«Летом 1946 года я встретился с Исой в больнице при Алматинской институте туберкулеза. Он лежал с несколькими больными. Мы поздоровались. Сразу было видно, что он обрадовался. Он взял домбру, которая лежала рядом и сыграл «Желдірме». Голос его сильно ослабел, а легкие сильно повреждены. Он спросил какие новости из Союза писателей, рассказал кто к нему приходил, а кто нет. В конце он сказал: «Сколько бы я ни говорил, что не умру, кажется так и произойдет. Долго не протяну. Передавай привет знакомым, Сабиту». Он закрыл глаза и лег. Увидев его усталость, я попрощался с ним и ушел.
Через несколько дней после этого Шахмет Кусаинов, Габдол Сланов, я и еще несколько человек поехали в тот институт, забирать тело Исы»
Став при жизни человеком-легендой, что редко кому удается, Иса прожил свою жизнь ярко, не мысля ее вне искусства, литературы и музыки. Иса Байзаков умер в 1946 году в возрасте 46 лет, в самом расцвете своего могучего, самобытного и неповторимого таланта.