Оно и понятно: именно она разделила участь Турара, став т.н. «членом семьи изменника родины» и получив наказание в виде восьмилетней ссылки в АЛЖИР. Но вместе с тем, Азиза Тубековна была лишь третьей и последней супругой прославленного государственного деятеля. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о людях, которых сильнее жизни любил Турар Рыскулов
Исследователи жизнедеятельности Турара Рыскулова считают, что его первой супругой была некая Татьяна Колосовская. Татьяна была падчерицей бывшего генерал-губернатора Ташкента Владимира Колосовского и его супруги Варвары. Для него среднеазиатский регион, в частности Казахстан, не был чем-то неизвестным. Напротив, в свое время после окончания инженерного училища В. Колосовский был зачислен в Туркестанский саперный полубатальон, позже он исполнял должность штаб-офицера для поручений при военном губернаторе Сырдарьинской области, до Гражданской войны успел также поработать Чимкентским уездным начальником. В браке с дочерью бывшего генерал-губернатора у Турара Рыскулова родился сын Искандер (Александр). К слову, после развода (Татьяна Колосовская позже вышла замуж за генерал-майора Терентия Уманского) опеку над Искандером делили сам Т. Рыскулов и Варвара Колосовская, бабушка мальчика.
Следующей супругой Т. Рыскулова была Надежда Пушкарева, с которой он познакомился на лечении в Ташкентской больнице. Известно, что отец Надежды Константин Пушкарев умер во времена событий Гражданской войны, а после начала голода в Сибири матери пришлось взять оставшихся троих дочерей (Надежда, Татьяна и Ольга) и отправиться в Ташкент.
В 1922 году Турар Рыскулов переехал в Москву. Вместе с ним туда отправились Надежда Пушкарева, его сын Искандер и Варвара Колосовская. Внук Турара Рыскулова, Владимир Рыскулов, вспоминает, что в те годы их семья была особенно дружна с видными деятелями Коммунистического интернационала (депутат болгарского парламента Георгий Димитров, один из основателей компартии Италии Пальмиро Тольятти, член компартии Франции Морис Торез и другие). В этом браке у Турара Рыскулова появилась дочь Софья.
Интересно, что сестра Надежды Пушкаревой Ольга была замужем за другим деятелем Алаш Жаханшой Досмухамедовым и даже приняла мусульманское имя Заира. Известно, что вместе с ними жила бабушка Искандера Варвара Колосовская. После расстрела Жаханши Ольга вышла замуж за его племянника Хадиса, который был на четырнадцать лет моложе его. Другая сестра Надежды Татьяна вышла замуж за латыша Августа Поднека, к слову, тоже расстрелянного.
Об этом упоминается редко, но у Турара Рыскулова была гражданская жена Вера Дергачева, от которой у него появилась еще одна дочь, Майя. Согласно воспоминаниям Бекты Байганаева, студента, жившего дома у Т. Рыскулова, Вера Ивановна сразу же после рождения дочери отказалась от нее, а потому Майя первое время жила в приемной семье, но как только ей исполнился год она полностью перешла под опеку отца Турара. После гибели Турара Рыскулова Майю отправили в детский дом, откуда в 1939 году ее забрала Надежда Пушкарева. О своей настоящей матери Майя впервые узнала в 1948 году, поехала к ней в Молотов (Пермь), но практически сразу же вернулась в Москву.
О Тураре Рыскулове вспоминал отец Веры Иван Дергачев:
«Дочь Веры имела незарегистрированную связь с зам. Пред. Совнаркома РСФСР т. Рыскуловым, одним из гуманнейших коммунистов, который злодеем Сталиным был сослан в Сибирь. Родившаяся от этой связи дочь Майя тоже по окончании 7-летки сослана за мифическую измену отца в Караганду, откуда она потом вернулась, так как Рыскулов был реабилитирован. Майя жила у второй жены Рыскулова Надежды Константиновны, прекрасной души человека».
Вера Дергачева позже вышла замуж за Леонтия Мордовского, сына царского генерала и японки, на которой тот женился, будучи в плену во время событий Русско-японской войны. Известно, что до конца жизни Вера Дергачева преподавала музыку в Дорохово.
При разводе Надежды и Турара Рыскулова мать оставила за собой право опекать их общую дочь Софью, но Т. Рыскулов при каждом удобном случае справлялся о ее здоровье, самочувствии и учебе. Следующей и последней супругой Турара Рыскулова была Азиза Исенгулова. В этом браке у Турара родились дочери Сауле и Рида.
Арест Рыскулова сказался и на Азизе Исенгуловой, и на Надежде Пушкаревой, и даже на его сыне Искандере. Если Надежду ждало увольнение из Института истории и философии, где она работала машинисткой, а Азизу отправили в АЛЖИР, то 10-классник Искандер пытался навещать отца во время его ареста. Вскоре его арестовали, отправили в исправительно-трудовой лагерь под Архангельском, где он подхватил скоротечный туберкулез. Искандер скончался в 1940 году в возрасте двадцати лет. Но этим кровавая машина не успокоилась. В 1938 году к арестованной Азизе присоединилась ее мать Арифа, брат Шамиль, а также двоюродный брат Т. Рыскулова Оразбай Молдабеков. В результате этих арестов дочери Рыскулова Майя (от Веры Дергачевой) и Сауле (от Азизы) оказались в одном детдоме, сначала в Москве, а потом в Одессе.
В 1939 году их забрали из детдома: Майю забрала Надежда Пушкарева, а Сауле жена Шамиля Исенгулова Саида. Что касается Риды Рыскуловой, то она до трех лет прожила вместе с матерью в АЛЖИРе, а после была отправлена в Осакаровский детдом.
Как только Майя подросла, после войны, она стала интересоваться судьбой своего брата и отца. Вскоре ее сослали в Казахстан. Через какое-то время она была арестована, в ее квартире был проведен обыск, а ее как «социально-опасный элемент» отправили в пятилетнюю ссылку. Интересно, что после ссылки она отправила телеграмму благодарности Лаврентию Берии, по чьей инициативе была проведена амнистия. После проведенной реабилитации первый секретарь ЦК КП Казахской ССР Динмухамед Кунаев предоставил дочерям Рыскулова – Софье и Майе – отдельные квартиры в Москве.
Майя Рыскулова позже вспоминала:
«По своему характеру отец был очень добрым, справедливым и бесконечно любящим своих детей человеком. Всех он собрал под свое тогда еще мощное крыло.
До ареста отца я жила в его доме, успела закончить 1 класс. Мы часто ходили в Большой театр, цирк и зоопарк, в уголок Дурова. Стояли вместе с другими членами правительства на крыше дома во время военно-воздушных парадов в Тушино. И, конечно, самые торжественные воспоминания связаны с Красной площадью, где во время парадов мы находились на трибуне для гостей. Там я часто видела Светлану, дочь Сталина.
В доме было пианино, и отец обычно играл на нем «Чижика-Пыжика» и «Турецкий марш». Он плохо переносил алкогольные напитки и, если выпивал, впадал в крайнее уныние. Но при этом, по письменному свидетельству Азизы Тубековны, отец мечтал: «Я буду жить 115 лет. Впереди жизнь будет очень интересная»
Если говорить об отношении Турара Рыскулова к своим детям, то нельзя не упомянуть о его письме дочери Софье:
«Дорогая моя доченька Сонечка!
Шлю тебе и маме привет. Как твое здоровье и как ты окончила учебу? Шурик, наверное, передал вам обо мне. Не беспокойся, доченька. Все, что партия делает, правильно делает. Я здоров.
Будь умницей, учись, как следует. Конечно, у вас материально складывается дело плохо. Помочь я пока не могу. Но как-нибудь потерпите и находите выход.
Сонечка! Хотелось бы, чтобы ты не бросила муз. школу. Хотя трудно будет вам оплачивать прокат музык. инструмента. Но пока не сдавайтесь. Очень жаль, что приходится быть тебе в городе и воспользоваться [нельзя] загородным воздухом. Но, дети мои, остальные ведь в том же положении. Ничего, тысячи детей и людей живут в городе. Но все-таки пусть мама тебя почаще водит на воздух, в парки. В общем дома не следует закапываться. Как у нее дела? Здоровье очень уж плохое было. Устроилась ли она на другую службу?
Ты напиши мне подробное письмо, но, конечно, без лишних слов о домашнем быте. Адрес: Наркомвнудел СССР, комната 590а тов. Нейману Б.И., а он прочтет и даст мне. Так что на конверте только его имя пиши.
Напиши о твоих отметках по экзамену в школе, также по музык. школе. Еще вот. Перед отпуском, когда я у вас был, я забрал машинку для стрижки. Так что, если Селезнев спросит, скажешь, что я забрал машинку.
Видайтесь с Шуриком братом.
Ну желаю всего хорошего и привет маме.
I.VII. Папа»
Таким образом, Турар Рыскулов оставил после себя большое потомство – четырех дочерей и одного сына. Только лишь Искандеру, в отличие от остальных четырех дочерей, не повезло не увидеть реабилитацию доброго имени своего отца. Короткая и яркая жизнь Т. Рыскулова — это бесценное достояние независимого Казахстана, пример истинного патриотизма и самоотверженной борьбы во имя будущего страны.
Статья написана на основе материалов, предоставленных родным внуком Турара Рыскулова - Владимир ом Владимировичем Рыскуловым, г. Москва