Открытие движения по этой дороге можно считать одним из самых главных событий в стране в 1930 году. Увы, история Турксиба уходит в туманное прошлое, поэтому редакция Qazaqstan Tarihy решила напомнить о том, как воплощалась в жизнь идея связать Туркестан и Сибирь
В 1929 году, в самый разгар строительства Туркестано-Сибирской магистрали, на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Стальной путь». Документальная кинокартина рассказывала о ходе главной стройки СССР первой пятилетки. Черно-белые кадры ярко передавали энтузиазм строителей, изумление простого народа, живописные сцены природных явлений, позже позаимствованные для своих кинокартин зарубежными кинематографистами, груженные лошади и верблюды, как символ местных логистических традиций.
Неспроста идейные вдохновители кинокартины начали показ с образа жизни местных жителей. Бесконечная степь, солончаки, которые сменяются скалистой горной местностью никак не облегчало работу первым строителям Турксиба. Резко континентальный климат региона тоже привносил определенные трудности: скальные и взрывные работы проходили зимой при -40 градусах и летом при +40. Кроме того, наводнение 1928 года и вовсе затопило 50 км построенных путей. К этому следует добавить и то, что степной ветер частенько сдувал железнодорожную насыпь, что вынудило строителей добавлять в состав насыпи соляной раствор. На Турксиб привлекались не только железнодорожники, геологи и строители, но и ботаники, в чью задачу входил посев определенных сортов травы, которые укрепляли насыпи от выдувания.
Первые разговоры о строительстве Турксиба шли еще при царской власти, в октябре 1896 года. Тогда же городская администрация города Верный созвала специальную комиссию, в задачи которой входило выяснить эффективность строительства железнодорожной линии. Комиссия подтвердила нужду в создании магистрали, в т.ч. из-за упрощения системы транспортировки хлопка и зерна. Кроме того, власти подчеркивали и внешнеполитическую значимость создания Турксиба, позволявшего быстро сгруппировать воинские части в приграничных с Китаем территориях. Однако только лишь через десять лет, в 1906 году, ведомство сумело выделить средства на строительство железнодорожной линии от Барнаула до Арыси.
Историки отмечают, что после многочисленных экспедиций ученых, продолжавшихся вплоть до 1912 года, было принято решение соединить существовавшую в то время Транссибирскую магистраль с железной дорогой в Семипалатинске. Одновременно с этим началось строительство железной дороги из Арыси до Верного. Однако оба проекта были приостановлены с началом Октябрьской революции.
Карта железнодорожной магистрали Турксиба
3 декабря 1926 года советское правительство приняло решение построить магистраль. Турксиб должен был стать не только самой массовой стройкой первой пятилетки, но и символом превращения аграрной страны в индустриальную. 15 сентября 1927 года было уложено первое звено магистрали в Семипалатинске, 19 ноября того же года – в Луговом. К маю 1929 года Турксиб покрыл 912 км (562 км на севере и 350 км на юге), а по ней прошел первый состав, чей путь начинался в Семипалатинске и заканчивался в Аягузе.
Две железнодорожные ветки встретились 28 апреля 1930 года на станции Огыз-Корган, которое было переименовано в Айнабулак. По этому поводу железнодорожная газета «Гудок» писала следующее:
«28 апреля, момент смычки наступил. Вот подается последняя пара рельсов. Мгновение и последний удар! Есть! Инженер Бизюкин взглянул на часы. Стрелка показала 7 часов 6 минут. В это время в сердце Казахстана резкий взмах рабочей руки довершил соединение севера и юга. Смычка состоялась. Сотня рабочих северной и южной укладки бросились навстречу друг другу. Масса ликовала. Мощное «Ура!» рвалось из сотен грудей. Это были незабываемые минуты. Люди обнимались, поздравляли друг друга с победой. Ветераны строительства не могли сдержать слезы радости»
После торжественного вбивания последнего костыля у новоявленной станции Айнабулак был открыт памятник Владимиру Ленину, а много лет спустя, в 1974 году, первый паровоз, прошедший по Турксибу, был установлен на почетную стоянку в городе Алма-Ата.
Множество исторических личностей имеют отношение к Турксибу. Так, создатель всемирно известного автомата Калашникова Михаил Калашников в 18-летнем возрасте отправился в Казахстан, трудился на Турксибе и, по его словам, именно общение с машинистами и слесарями депо разбудило в нем интерес к технике. Советские военные корреспонденты Евгений Петров и Илья Ильф побывали при строительстве Турксиба в качестве журналистов и их воспоминания нашли отражения в романе «Золотой теленок». Турксиб в своих произведениях вспоминали советские прозаики Алексей Кожевников («Здравствуй, путь!») и Афанасий Коптелов («Светлая кровь»), журналисты Андрей Алдан-Семенов и Александр Копыленко. В создании опрокидных железнодорожных платформ Турксиба не последнюю роль сыграл советский изобретать Федор Михайлов, внук художника Айвазовского Константин Арцеулов принимал участие в определении трассы будущего Турксиба, доктора геолого-минералогических наук Петр Климентов и Анатолий Рябинин были членами экспедиции на Турксиб.
Нельзя не отметить роль Мухамеджана Тынышпаева, члена Комитета содействия строительству Турксиба. Именно благодаря его инициативе были созданы курсы агентов эксплуатации дорог, где обучались полсотни казахов, он разрабатывал проект «Чокпарский вариант», сэкономивший свыше 75 миллионов рублей при строительстве магистрали. Карьеру на Турксибе сумели построить советские железнодорожники, в будущем заслуженные строители Казахской ССР Жумагали Омаров, Кадыр Кулманов, Мустафа Казыбеков и Ахметжан Маженов. Последний, к слову, и был тем самым костыльщиком, который забил последний «серебряный» костыль 28 апреля 1930 года.