В своих рассказах Чжан Цянь упомянул о Фергане и священное горе, куда раз в год прилетают небесные кони. Раз в год люди приводили к склону горы своих кобыл, а через некоторое время у них рождались волшебные жеребята, «потеющие кровью». Император захотел во что бы то ни стало получить этих небесных коней. Поначалу он пытался вести переговоры с согдийцами Ферганы о продаже коней, но встретил решительный отказ. Тогда он отправил на завоевание Ферганы т.н. «армию молодых негодяев». Эта армия состояла из преступников, приговоренных к смерти, и пограничных племен. Руководство страны не заботилось об их пропитании, поэтому эта армия зачастую занималась грабежом китайских деревень. «Армия молодых негодяев» ушла в Фергану, вернулась через несколько лет, естественно, без небесных лошадей. У Ди, увидев беспомощность своих регулярных войск, собрал все силы Китая и ударил по Средней Азии, лишив город воды и провизии. Взятые измором согдийцы в качестве контрибуции отдали небесных коней.
Однако разведение лошадей – дело не одного года. Император, пока готовилась конница из мощных, выносливых, быстрых и сильных лошадей, пытался расшатать державу хунну изнутри. Одна задокументированная история говорит, что однажды император У Ди отправил посольство к хунну, чтобы договориться с ними о скидках в дани, а на самом деле – отравить шаньюя. Заговор был раскрыт, а посол-отправитель был казнен. Обращаясь к другим представителям посольства, хунну сказали: «Либо переходите на нашу сторону, либо вас ждет смертная казнь». Естественно, китайцы перешли на сторону хунну, кроме совсем еще юнца Су У. Су У сказал:
«Я дал клятву императору. Казните меня, я ее не нарушу».
Его ответ устроил шаньюя, и он заменил ему смертную казнь ссылкой в Сибирь. 19 лет провел Су У в ссылке, охраняемый сибирскими племенами. Однажды он сумел поймать дикого гуся и на крыльях птицы иероглифами написал послание императору. Чудом этот гусь был пойман в Китае и показан императору, а последний сумел выторговать его обратно. Сейчас имя Су У знает каждый китайский школьник, для которых он служит образцом долга и верности.
Император также пытался измотать противника его же приемами – постоянными набегами. Для этой цели У Ди использовал одного из лучших своих полководцев – Ли Лина. В 99 г. до н.э. император отправил Ли Лина и 5000 воинов в поход на хунну. Ли Лину удалось одержать победу в нескольких локальных противостояниях, но большинство набегов приходились в никуда – хунну успевали уйти. Припасы продовольствия быстро закончились и Ли Лину пришлось возвращаться обратно. В этот момент на его армию напали хунну. Войска Ли Лина попадают в окружение, отстреливаются, отступают к системе стены и крепостям. В конце концов, из 5000 воинов только 400 удалось прорвать окружение, но и они вместе с Ли Лином попали в плен. Храбрость, с которой сражался полководец, была замечена шаньюем. Он женил его на своей дочери и отдал во правление Ли Лину хагасов (предков современных хакасов).
Ли Лин сумел заслужить уважение у неукротимых и свирепых хагасов, покрывавших свои тела татуировками. Он воздвиг резиденцию-дворец по канонам китайской архитектуры в Минусинской котловине, остатки которого сохранились до сих пор. Кроме того, он дважды встречался с Су У, находившемся в ссылке на озере Байкал, и оба раза просил шаньюя отпустить Су У к императору.
Реконструкция Ташебинского дворца
Тем не менее, предательство Ли Лина требовало от У Ди решительных мер. За измену в те времена полагалась смертная казнь, а из родственников Ли Лина в живых на тот момент была лишь 80-летняя мать. Но это не остановило императора. Известный китайский историк Сыма Цянь вступился за старушку, за что ему также были предъявлены обвинения в измене. В конце концов, император решил не казнить историка, а подвергнуть того кастрации и жизни в темнице.
Императору У Ди все же удалось вырастить небесных коней. Он собрал могучую армию и отправился покорять династию хунну. Но удары китайцев с красивыми названиями «Бросок кабана» и «Зубы тигра» приходились в пустоты. Самой большой армией Китая (170 тысяч воинов) в походе управлял могучий, сильный и талантливый полководец Ли Гуанли. Для отражения столь масштабного удара шаньюй тоже позвал союзников – рыжебородые дьяволы динлины, татуированные хагасы, тоба, сяньби и т.д. Ли Гуанли не сомневался в победе, но накануне битвы получил известия, что вся его семья арестована и будет предана смертной казни. В попытке завоевать милость императора, он повел армию в бой, но хунны сумели окружить китайскую армию у горы Яньшань. Это событие получило название Яньшаньское побоище. Армия У Ди была уничтожена, небесная конница потерпела поражение, сам Ли Гуанли попал в плен, а У Ди не пережил поражения и умер. Итогом этого противостояния было ослабление и хуннов, и китайцев.
Что же произошло потом? Ли Гуанли выжил и воспользовался предложением шаньюя жениться на его дочери. Но прожил Ли Гуанли недолго. Вместе с Ли Гуанли в степи нашел убежище некий Вэ Ли, к которого были свои дрязги с Ли Гуанли. Оказавшись вместе у хунну, он решил погубить друга полководца. Когда мать шаньюя заболела Вэ Ли сказал, что видел, как Ли Гуанли колдовал против шаньюя, вызвал «своего» шамана, который ударил в бубен и все подтвердил. Несчастного Ли Гуанли принесли в жертву на могиле Модэ и вырвали ему сердце. Перед своей смертью Ли Гуанли сказал:
«Да, я умру. Но с моей смертью падет и величие дома хунну».
Многие китайцы подобно Ли Гуанли или Ли Лину находили убежище в бескрайних степях державы хунну, но в какой-то момент китайцев в составе хунну стало непомерно много. Да так много, что в державе стали появляться прокитайские настроения. Сторонники китайского образа жизни предлагали хунну войти в Китайскую империю на правах широкой автономии, платить налоги, получать сладости и шелк. Военная партия же говорила:
«Мы еще не оскудели воинами! Мы рождены скакать верхом и властвовать над народами. Мы - небесные гордецы! Как мы можем подчиниться презренным китайцам!».
Эта борьба разорвала державу хунну на две части: северная держава воинственных кочевников против южных хуннов, желающих подчиниться китайцам.
Разрозненность хунну привела к тому, что поддержанные китайцами северные хунны разгромили милитаристический режим южных хунну. Последним же пришлось отступать на запад пока в конце концов они не осели на территории Южного Урала и Северного Казахстана. В тех краях южные хунну ассимилировались с населявшими этот регион уграми, предками хантов и венгров. Через двести лет этот союз породил новый народ – гунны. Что же касается южных хунну, то их ждала блестящая, но в то же время печальная судьба. Южные хунны смогли захватить власть в Китае, взяли себе китайские имена и в целом жили в рамках китайского быта.
Каждый кочевой народ нуждается в оседлых соседях, с которыми им нужно было либо торговать (зерно, ткани), либо воевать. Так поступили и гунны, двинувшие на запад в IV веке н.э. В V веке вождем гуннов стал легендарный Атилла. Под его знаменами существовали многотысячные народы. Всю эту разноплеменную, разноязыкую орду Атилла повел за собой в Европу.
Гунны идет на Рим. Иллюстрация худ. Ульпиано Кеки
Только лишь в 447 году он сжег свыше 60 городов. Ему платили дань Рим и Византия. В 451 году Атилла двинулся в самое сердце Европы, а против него выступил германский король Теодорих и римский полководец Флавий Аэций. Нашествие гуннского войска заставило германцев объединиться с римлянами. Кульминацией этого противостояния стала великая битва на Каталаунских полях, прекрасно описанная историками.
Битва длилась двое суток. Никто не победил – обе армии разошлись. Говорят, сухие русла ручьев наполнились человеческой кровью. И еще трое суток души умерших воинов сражались на небе и люди слышали лязг оружия
Рим времен Атиллы переживал период политического упадка. Аэций, остановивший натиск Атиллы на Рим, вернулся и его принял император Валентиниан III. Он же самолично зарубил мечом прославленного полководца, поверив словам одного из евнухов, что Аэций собирается свергнуть императора.
Рим уцелел лишь потому, что в армии Атиллы началась эпидемия. В 453 году Атилла умер. Существует ряд мнений о том, как именно погиб Атилла, но самая популярная – смерть в постели с германской царевной Ильдикой. Так, Ильдика стала национальной героиней германских племен. В 452 году, за год до его смерти, Атилла встретился с Папой Римским, который назвал его бичом божьим: «За грехи наши пришли эти варвары, чтобы сокрушить нас всех». Приск Панийский писал: «Этот человек рожден чтобы потрясти мир». Аммиан Марцелин писал: «Он сравнял с землей всю Европу». Римляне говорят: «Гунны появились от смешения ведьм, которых мы изгнали из нашей страны, которые ушли в пустыни и сочетались там с кровожадными демонами. Они подобны грубо вытесненным сваям, которые не знают жалости».
После смерти Атиллы его держава тут же распалась. Но к чему это привело? Племена сошли с насиженных мест, германцы, которые выступили за Рим, стали жить с Римской империей, вандалы оказались в Африке, нахлынули варвары, а мир пришел в движение – то самое Великое переселение народов. Виной тому были гунны. В Европе начался период раннего средневековья, которым заправляли варварские королевства, в Китае постоянно сменялась династия царей, а Великая Степь обезлюдела. Несколько столетий там бродили различные народы, которые назначали себе ханов, свергали их пока не появился новый народ, который снова удивил мир – тюрки.