Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ДЕРЕВЯННАЯ МЕЧЕТЬ, ПОСТРОЕННАЯ БЕЗ ЕДИНОГО ГВОЗДЯ

2589
ДЕРЕВЯННАЯ МЕЧЕТЬ, ПОСТРОЕННАЯ БЕЗ ЕДИНОГО ГВОЗДЯ  - e-history.kz
Для строительства Жаркентской мечети был специально приглашен мастер из Китая

При оформлении использовался восточный орнамент, в свое время мечеть была несравненным архитектурным объектом Средней Азии.  

Город Жаркент был основан в 1882 году во время определения юго-западной границы Российской империи и организации на этой территории уездного центра. Согласно данным переписи 1897 года в Жаркентском уезде проживало 81 927 человек, казахи составляли 62,9 %, уйгуры - 38 831, дунгане - 29,8 %, русские, украинцы - 9358, 7,8 %. Город удобно располагался на торговом пути, что способствовало его быстрому развитию. Торговцы открывали магазины, предприниматели – пивные заводы, табачные фабрики, ремесленные мастерские.

В 1887 году на собрании городских мусульман было принято решение построить мечеть на собранные народом деньги. Организацией работ по строительству мечети занимался купец первой гильдии Вали Ахун Юлдашев. Благодаря своим связям, он приглашает лучших мастеров-плотников и опытного архитектора Хон Пика. 

Жаркентская мечеть была построена в 1887-1892 годы на народные деньги при поддержке купца Юлдашева. Здание построено в Заиилийском, китайском архитектурном стиле, также были использованы основные образцы традиционной архитектуры Средней Азии и Казахстана.

В состав мечети входят: пятничная мечеть, малая мечеть, портал-главный вход, боковые въездные ворота и каменная ограда. Остов здания составляют 122 деревянных столба, которые соединены системой балок и насадок. Строительство велось без каких-либо предварительно утвержденных чертежей. При строительстве здания применяли заранее подготовленные типовые детали: колонны, промежуточные бревна, черепицу для крыш, ограду. При их покраске придерживались специальных правил. Интересна конструкция крыши, которая состоит из деревянных элементов – балок, кронштейнов называемых «Доу» и «Гун», позволяющих искривлять карнизы, что создает иллюзию «парящей крыши». 

Карнизы крыши богато декорированы резным деревом. Все деревянные соединения построены посредством оригинальных вырубок без применения гвоздей.  В росписях мечети и башни были использованы великолепные образцы живописи и орнаментики. Среди геометрических орнаментов и орнаментов в виде растений есть изображения животных, птиц, рыб. Двухъярусная деревянная башня представляет собой коллекцию уникальных росписей, мотивы которых взяты из окружающей природы – это цветы, листья, облака. В архитектурном памятнике широко представлены образцы орнаментики казахского, уйгурского, дунганского и других восточных народов; встречаются даже сложные декоративные панно и эпиграфические картуши – арабески.  

Строительством и декоративным оформлением мечети руководил Хон Пик (Мукан) при участии местных народных мастеров – Хасена Иманова, Таира Исмаилова, Насретдина Кары, Абдукадыра, Ушурбаки,Зайнутдина и других. По народной легенде китайский мастер Хон Пик по возвращении на родину был казнен, за то, что без разрешения распространил китайское архитектурное искусство в другую страну.

Длина мечети составляет - 54,5 метр, ширина - 29 метров, высота – 22 метра. Здание отреставрировано полностью. Попробуем рассмотреть комплекс мечети по отдельности.  

Молельня. Просторный квадратный зал с айваном и примыкающим двориком, перекрыт крутой двускатной крышей, функционально являлось квартальной мечетью. Раньше с западной стороны имелась небольшая михрабная ниша. В послевоенные годы в молельне находилось зернохранилище. Благодаря реставрационным работам был возвращен вид, близкий первоначальному облику.

Ограда мечети. Ограда мечети представлена характерным элементом в комплексе мечети дворового типа. Западная сторона, куда обращены были лицом молящиеся, выполнена глухой кирпичной кладкой с декоративными оформлениями цоколя. Промежуточные столбы украшались крупными керамическими деталями в виде шаров и объемных цветков. Ограда мечети тоже недавно отреставрирована.

Медресе. Здание, у которого по обеим сторонам расположены главные ворота, состоит из 14 комнат и хозяйственных построек. Окна здания смотрят на улицу, а двери – во двор мечети, покрытой низкой крышей. Оно лишилось своего своеобразия, поскольку годами использовалось в качестве то жилого дома, то кинотеатра. Благодаря реставрационным работам, был возвращен первоначальный облик. Медресе приспособлено под экспозиционные и рабочие комнаты. Ограда северной и южной стороны представляет собой декоративную деревянную решетку, поставленную на кирпичный цоколь. Стилобат восстановлен полностью. 

Внешний вид пятничной мечети созвучен с окружающим антуражем: соединенные между собой системой балок деревянные колонны, также крыша, с изогнутыми кверху концами ската, повторяют особенности японской и китайской архитектуры, внутреннее строение представляет собой архитектурное искусство Средней Азии и Казахстана. 

Своими особенностями выделяются главный вход-портал.  Идейно-художественная роль портала – придание образности и величественности. Обычно это достигается увеличением его размеров по сравнению с другими частями сооружения. Высота портала – 19 метров. Отличается и строение крыши Жаркентской мечети. Конструкция крыши, состоит из деревянных балок и кронштейнов называемых «Доу» и «Гун». Для достижения изогнутых концов ската использовалась специальная система, благодаря которой была создана форма «парящей крыши». Карнизы крыш украшены яркими красками, где наряду с растительными орнаментами есть изображения зверей, птиц и рыб. Для придания значимости пятничная мечеть и главный вход были дополнены двухэтажной башней-пагодой. Минарет окружен 52 колоннами, которые покрашены в коричневый цвет, обмотаны в несколько слоев холщевой ткани и тонко загипсованы. Остов здания составляют 122 деревянных столба, которые соединены системой балок и насадок. 

В 1918 году в Жаркенте установилась Советская власть. В связи с изменениями в отношении к религии в первые годы Советской власти закрылись многие религиозные учреждения, среди которых есть и Жаркентская мечеть. 

С 1918 по 1948 годы здание мечети использовалось для разных целей: пятничная мечеть – военная казарма, зернохранилище. Медресе использовалось в качестве кинотеатра, квартиры. В итоге здание растеряло свой первозданный вид. В 1948-1949 годы Казахским филиалом Архитектурно-строительной академии СССР в республиканском масштабе была проведена работа по изучению и исследованию историко-культурных памятников. В результате которого, Жаркентская мечеть была признана историко-культурным памятником и взята под охрану государства. Специалистами республиканского объединения «Казреставрация» в 1967-1978 годы были проведены реставрационные работы. При реставрации учитывались два правила: а) восстановить первозданный вид; б) приспособить здание под музей. В ходе работ здание малой мечети было восстановлено полностью, портал был приведен в первозданную форму. Заново были сделаны: башни, купола, лестница, ведущая в башню.

Жаркентская мечеть остается одним из историко-культурных мест, притягивающих удивленные взоры отечественных и зарубежных туристов. 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?