Есть человек, который без устали занимается поиском материалов о неизвестных страницах истории Казахстана, сидит в архивах ближнего и дальнего зарубежья, порой недоступных для многих исследователей. Несмотря на специальность финансиста-экономиста, он вносит огромный вклад в раскрытия «белых пятен» национальной истории, казахские профессиональные историки высоко оценили его историко-популярные труды. Это – Болатбек Насенулы.
Болатбек Насенулы Насенов родился в 1937 году в поселке Кайнар, бывшей Семипалатинской области. Закончил финансово-экономический институт в Ташкенте. С 1982 года работал руководителем Управления доходов и расходов Министерства финансов Казахской ССР, первым заместителем начальника налогового управления. После выхода на пенсию занялся изучением и сбором исторических материалов, архивных документов, изданием книг. Из-под пера внука Жарылгасына вышло в свет 24 тома книг.
В материалах, собранных Болатбеком Насеновым, содержатся множество информации об исторических событиях, известных деятелях казахского народа XVII-XVIII, XIX-XX веков, начиная от Абылая и Абулхайыр ханов, Кабанбай батыра и Кенесары, Абая и Шакарима, Мади Бапиулы и заканчивая героями Желтоксана. Есть ценные сведения о людях, покалеченных сталинскими репрессиями 1937-1938 годов, судьбах обычных казахов, живших в его родном ауле Кайнар. В повести «Семей қасіреті» Медеу Сарсеке, известный писатель, корифей документального жанра пишет и приводит сведения из книги Болата Насенова «Абыралы қанды жылдарда», где приведен список 42-х человек из одного только Абралинского района, обвиненных по ст.58 в 1937 - 1943 годы, далее приведен список, найденный в архивах КГБ, еще 50 несчастных. Значит, из небольшого района с численностью населения около 5000 человек, по обвинениям «вредитель социалистического строя» или «японский шпион» были расстреляны или осуждены на долгий срок 92 человека».
Многочисленные потомки, назвавшиеся Жалыкпас, произошедшие от рода Каракесек племени Аргын проживали на территории от Карагандинского Каркаралы, Карагайлы, до Абыралы, Кайнар, Дегелен. От пятого потомка Жалыкпаса, то есть его немене Кулынбая было пятеро детей. От Бажима и Кирпибая не осталось потомков, потомки остались только от Жарылгасына и Досмагамбета. Старший сын Жарылгасына – Насен, вырастил родного младшего брата Мусатая и сына Досмагамбета – Альнасира. Насен и его друг Зайыт Анежанов родились в 1904 году в ауле №7 Абралинского района бывшей Семипалатинской области. В первый раз грамоте научился в ауле Тохмет кажы, затем в 1920-1921 годах обучался в учебных заведениях Каркаралинска и Семипалатинска. Рано начал учительствовать.
«Когда умерли все старшие представители семьи, Насен остался старшим в ауле. Братья Мусатай и Альнасир младше его на 10 лет: шустрый от природы Насен первым из этого рода изъявил желание учиться», - так пишет о старших Б.Насенов. Насен вырос шустрым, все, что он делал, делал от души. Отец его – Жарылгасын и брат Досмагамбет рано ушли из жизни. Но, у него не было возможности сохранить целый аул из-за голода, опалившего всю казахскую степь. Старшие семей, оставив общие интересы, в 1923-1926 годы начали расходиться в разные стороны, заботясь каждый о себе.
В эти мрачные года Насен смог сохранить только две-три семьи. Насен под свою опеку взял родного брата Мусатая, сына от дяди Досмагамбета – Альнасира и четырех сестер. Мусатай поступил в Алматинский учетно-экономический техникум, получил специальность бухгалтера. А Альнасир, пока брат Насен учился в Каркаралинске, ушел вместе с весовщиками в Семипалатинск. «По возвращению с учебы Насен нашел внучатого брата в Семипалатинске. Оказывается, брат вместе с городскими хулиганами занимался хулиганством. Насен вернул брата в аул», - говорил Б. Насенов. Вернувшись на родину, собрав братьев, и успокоившись в душе он женился на Аккали – сестренке видного деятеля Нургали Файзоллаулы, его имя было известно округе Жарма, Шар-Семейского региона. Она была сестрой знаменитого академика, ученого-литературоведа Рымгали Нургали. Семью, только начавшую вставать на ноги, ожидал суровый 38-ой год.
В доме у заместителя начальника райисполкома города Шар Нургали Файзоллаулы. Слева на направо: Аккали Файзоллакызы (сестра Нургали, вдова Насена), Болатбеку Насенулы 12 лет, Нургали Файзоллаулы и у него на коленях дочь Асима, Толеубек Мусатайулы, Нургайша на коленях у нее 4-х летний Женис, с краю Рымгали. Во втором ряду: Турсынгали, Умиткер, Назигуль.
Один из первых учителей многих аулов Абралинского района – Насен был инспектором районного отдела образования, заведующим. Он вручную начертил проект Кайнарской средней школы. Это и стало напастью на его голову. «С 1941 года во всех колхозных центрах стали открываться средние или начальные школы, дома культуры. А «неправильно построенная» пять лет назад в Кайнаре средняя школа стала вымышленной причиной (за это первый директор школы Арин Иманакышев и начальник отдела образования Насен Жарылкасынов были названы «врагами народа» и сосланы в Сибирь).
Через два-три года со ссылки вернулся Арекен, и принес известие о гибели несчастного Насена в Сибири», – писал писатель М. Сарсеке. По этому случаю писатель познакомился с материалами дела, составивших две толстые папки и не мог скрыть своего удивления: два родных человека из одной семьи доносили друг на друга, люди с одного аула, работающие в одном районе были готовы оклеветать друг друга. Доносы «десять лет назад «этот был участником восстании в Шубартау, Дегелене, Абыралы», «сбежал оттуда и недавно вернулся в аул» стали непреодолимым препятствием на пути многих добрых людей, пользовавшихся авторитетом в народе. Такие доносы ежедневно поступали начальнику районного НКВД Кайгородцеву, и «зоркие» стражники «тройки» не проморгали.
На ряду с такими образованными, квалифицированными людьми, как Садык Рысымбетов, Сальмен Бегежанов, М. Жокембаев, А. Иманакышов, 8 июля 1938 года был арестован и Насен Жарылкасынов по ложному обвинению якобы «Имея злой умысел, Кайнарскую среднюю школу специально построил поперек, чтобы на нее не падал солнечный свет». Он был признан виновным по печально известной статье 58 п. 2 и 7 Уголовного Кодекса РСФСР, и по решению областного суда 6 февраля 1939 года для отбывания 10-летнего тюремного срока был сослан на Сахалин. Скончался в 1941 году в возрасте 37-и лет. Школа, построенная выходцами из Кайнара, так и осталась без крыши, окон и дверей. Позже его кирпичи были разобраны. Как пишет писатель М.Сарсеке, и они, и другие после них, еще более двадцати лет обучались в этой первой «неправильно построенной» школе.
Современное трехэтажное здание школы детского писателя Сапаргали Бегалина. Сыновья Насена: один из них, имя которого мы упоминали - Болатбек, второй – Серикбек, специалист в сфере энергетики, долгие годы проработал в железнодорожной отрасли. Болатбек ага был женат дважды, от первой супруги Бикен, был сын – Несипбай, от второй жены Кенжеш Секенкызы, есть дети - Аскар, Айгуль, Асан. Знаменитый в 90-е годы по прозвищу «Рыжий Алмаз» - Несипбай, внук жертвы репрессии Насена. Он был застрелен в испанском городе Барселона. От Серикбека есть дети Канат, Нургуль, Айнур.
Испытания, выпавшие на долю одной семьи, были знакомы многим казахским семьям. Во время сталинских репрессий ХХ века казахский народ лишился многих своих образованных, видных деятелей страны. Понятно, что, пока вырастет новое поколение от уцелевшего потомка пройдут многие годы. Как бы то не было, репрессии, уничтожившие на корню поколение образованных сыновей казахского народа, важный урок в казахской истории.