После августовских событий 1991 года состояние Вооруженных Сил было критическим. Был ликвидирован штаб 40-й армии, что привело к хаосу в управлении сухопутными войсками на территории республики. В 1992 году тысячи военнослужащих незаконно покинули части Минобороны. Бюджетное недофинансирование, проблемы, связанные с выплатой денежного содержания, отток офицерских кадров в другие страны СНГ, уклонение от воинской службы – все эти негативные явления дискредитировали армию и ее кадры. Особенно пострадали такие полигоны, как «Байконур», «Сарышаган», Семипалатинский ядерный центр. Эти стратегические объекты практически оказались разграбленными и пришли в упадок. Поэтому создание Вооруженных Сил Казахстана было логичным и объективным шагом руководства страны. В сложных условиях 1991–1992 годов Казахстан в интересах национальной безопасности отстаивал идею образования Вооруженных Сил Содружества.
«На протяжении последнего года существования Союза ССР и первых лет формирования СНГ и самостоятельных государств, реформирование структур безопасности и Вооруженных Сил носило в определенной мере стихийный характер, оставалось скорее результатом столкновения многих политических интересов, чем целенаправленным созидательным процессом»,
– писал в мемуарах Герой Советского Союза генерал Сагадат Кожахметович Нурмагамбетов.
16 марта 1992 года, в соответствии с Конституционным Законом Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан», был подписан Указ о создании Республиканской гвардии Республики Казахстан.
О СОЗДАНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГВАРДИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Указ Президента Республики Казахстан № 673 от 16 марта 1992 г.
В соответствии с Конституционным Законом Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Создать Республиканскую гвардию Республики Казахстан в целях обеспечения суверенитета, защиты конституционных прав и свобод граждан, а также иных жизненно важных интересов Республики Казахстан.
2. Установить, что Республиканская гвардия Республики Казахстан является отдельным воинским формированием и резервом Вооруженных Сил. Республиканская гвардия подчиняется Президенту Республики Казахстан, непосредственное руководство возлагается на Командующего Республиканской гвардией.
3. Комплектование Республиканской гвардии проводится в соответствии с действующим законодательством на добровольной основе из числа военнообязанных граждан Республики Казахстан.
4. Кабинету Министров Республики Казахстан: разработать и представить на утверждение до 15 апреля 1992 г. Положение о Республиканской гвардии Республики Казахстан, предложения по ее структуре и штатам; обеспечить финансирование, снабжение специальной и военной техникой, вооружением, средствами связи и иным имуществом; определить порядок предоставления жилья и создания иных социально-бытовых условий для личного состава Республиканской гвардии.
Президент Республики Казахстан H. HАЗАРБАЕВ
В мае 1992 года началось ее формирование. На Республиканскую гвардию были возложены такие задачи, как, участие в обеспечении безопасности охраняемых лиц, в выполнении церемониальных ритуалов, охрана особо важных государственных объектов, охрана эталонов Государственного флага Республики Казахстан и Государственного герба Республики Казахстан.
В разные годы командование Республиканской гвардией осуществляли генерал-майор Тулеген Умбетбаев, генерал-полковник Сат Токпакбаев, генерал-майор Булат Джанасаев, генерал-майор Болат Искаков, генерал-лейтенант Абай Тасбулатов, генерал-лейтенант Амангельды Шабдарбаев.
Опираясь на законное право создания собственных Вооруженных Сил, подтвержденное в соглашении Совета глав государств-участников СНГ о Вооруженных Силах и пограничных войсках, 7 мая 1992 года Президент подписал Указ о создании Вооруженных Сил Республики Казахстан.
О СОЗДАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Указ Президента Республики Казахстан от 7 мая 1992 года
Руководствуясь Конституционным Законом Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан», исходя из необходимости осуществления единой государственной политики в области обороны, на основе законного права на создание собственных Вооруженных Сил, подтвержденного в Соглашении Совета глав государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, и принимая во внимание формирование собственных Вооруженных Сил другими государствами Содружества, ПОСТАНОВЛЯЮ:
6. Создать Вооруженные Силы Республики Казахстан. Воинские объединения, соединения, части, учреждения, организации, полигоны, арсеналы, базы хранения, склады, движимое и недвижимое военное имущество Объединенных Вооруженных Сил Содружества, дислоцированные на территории Республики Казахстан, передать под юрисдикцию Республики Казахстан и включить в состав Вооруженных Сил Республики Казахстан с соблюдением условий Соглашений об Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств. Вооруженные Силы Республики Казахстан
7. Для всех воинских формирований, дислоцированных на территории Республики Казахстан, имеющих на вооружении ядерное оружие, на период до их полной ликвидации сохранить существующую систему управления Стратегическими Силами в соответствии с ранее принятыми Соглашениями между государствами-участниками Содружества.
8. Руководство Вооруженными Силами Республики Казахстан до принятия необходимых законодательных актов осуществляет Президент Республики Казахстан – Верховный Главнокомандующий, а непосредственное управление возлагается на Министра обороны Республики Казахстан.
9. Министерству обороны Республики Казахстан в 3-месячный срок осуществить прием воинских объединений, соединений, частей, учреждений и организаций Объединенных Вооруженных Сил Содружества, дислоцированных на территории Республики Казахстан, обеспечить создание системы непосредственного управления войсками, организовать взаимодействие с Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами и принять меры по поддержанию их боевой готовности. Запретить командованию воинских объединений, соединений, частей, учреждений, организаций, полигонов, арсеналов, баз хранения и складов, включая и непосредственно подчиненных Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами, их передислокацию, а также вывоз военной техники, вооружения и материально-технического имущества за пределы Республики Казахстан без согласования с Правительством.
10. Кабинету Министров Республики Казахстан решить вопросы финансирования, продовольственного, материально-технического и медицинского обеспечения войск, дислоцированных на территории Республики Казахстан.
11. Распространить действие существующих правовых норм, инструкций и положений, регулирующих жизнедеятельность войск и поддержание их боевой готовности, на период до принятия соответствующих актов Республики Казахстан.
12. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент Республики Казахстан H. HАЗАРБАЕВ
В тот же день Глава государства назначил министром обороны участника Великой Отечественной войны генерала С.К. Нурмагамбетова. В юрисдикцию Республики Казахстан были переданы воинские соединения, части, полигоны, арсеналы, склады, имущество Объединенных Вооруженных Сил СНГ.
9 апреля 1993 года был принят Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», ставший основой для разработки многих других документов, обеспечивающих военную безопасность государства. 1993 и последующие годы ушли на стабилизацию положения в войсках, ликвидацию последствий, вызванных распадом Вооруженных Сил СССР, а также организацию боевой подготовки.
В 1993 году была принята первая Военная доктрина Казахстана. Она была ориентирована на формирование системы обеспечения военной безопасности на этапе становления суверенного государства.
24 мая 1994 года был опубликован Указ Президента РК Н.А. Назарбаева «О присвоении звания «Халық қаһарманы» Нурмагамбетову С.К.». В указе Главы государства говорится:
«За героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны, за заслуги в создании и строительстве Вооруженных Сил, укрепление обороноспособности страны и активное участие в патриотическом воспитании молодежи присвоить звание «Халық қаһарманы» с вручением Золотой Звезды Нурмагамбетову Сагадату Кожахметовичу – министру обороны, генералу армии».
Создание собственных Вооруженных Сил потребовало серьезных изменений в системе подготовки военных кадров.
1 июля 1996 года был сформирован Кадетский корпус Министерства обороны Республики Казахстан имени Ч. Валиханова для подготовки младших командиров.
В феврале 1997 года для совершенствования подготовки офицерских кадров и развития военной науки Алматинское высшее военное командное училище имени И.С. Конева было преобразовано в Военную академию. Позже Военная академия была реорганизована в Национальный университет обороны. За годы независимости в стране сформировалась эффективно действующая сеть военных вузов.
Разработка и принятие новой Военной доктрины в 2000 году были продиктованы необходимостью предусмотреть в вопросах военного строительства стремительные изменения в средствах, методах и характере военных действий, произошедших за последние годы. Кроме того, жизненно важным представлялось преодоление в условиях сложной экономической ситуации хронической недостаточности финансирования военных нужд государства, выработка новых подходов к экономическому обеспечению военной реформы. Отмеченные моменты были учтены при разработке новой Военной доктрины. К тому же был тщательно обобщен и использован опыт военного строительства в ряде зарубежных стран.
В июле 2000 года была утверждена Концепция военной реформы в Республике Казахстан. В этом документе отмечалось, что военная реформа является неотъемлемой частью процесса преобразований, происходящих в стране.
В 2001 году было создано четыре военных округа, которые затем были преобразованы в региональные командования – Астана, Запад, Восток и Юг. В Казахстане введена обязательная воинская служба, срок которой к 2009 году составлял один год. Численность Вооруженных Сил – около 70 тыс. человек, военизированных формирований – 34 500. В Западном регионе Республики на стратегическом объекте Каспийского региона создана военная инфраструктура, которая осуществляет в непосредственной близости от границ системное предотвращение проникновения международного терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотиков и оружия, экспансии военных конфликтов.
Для усиления военного управления Вооруженными Силами 7 мая 2003 года Указом Президента Республики Казахстан был создан Комитет начальников штабов. Вооруженные Силы Казахстана были разделены на следующие рода войск: Сухопутные войска, Силы воздушной обороны, Военно-Морские силы и Республиканская гвардия.
В начале ХХІ века появились новые угрозы и вызовы. В соответствии с этим 7 января 2005 года был принят Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», позволяющий координировать функции и полномочия государственных органов в сфере обороны и Вооруженных Сил.
ОБ ОБОРОНЕ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года N 29-3
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области организации обороны и Вооруженных Сил Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, права и обязанности граждан и организаций в сфере обороны.
Глава 1. Общие положения
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обеспечения военной безопасности Республики Казахстан Основными принципами государственной политики в области обеспечения военной безопасности Республики Казахстан являются:
1) уважение суверенитета, нерушимости государственных границ, территориальной целостности других государств и невмешательство в их внутренние дела;
2) укрепление мер доверия и открытости в военной области;
3) мирное урегулирование международных споров;
4) соблюдение международных обязательств и содействие достижению целей договоров, участником которых является Республика Казахстан;
5) поддержание дружественных отношений со всеми странами на основе взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания;
6) участие в создании глобальной и региональных систем безопасности, направленных на предотвращение военных конфликтов, поддержание и восстановление мира.
Законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере прохождения воинской службы гражданами Республики Казахстан, продолжает совершенствоваться и в определении государственной политики в области социального обеспечения военнослужащих.
8 июля 2005 года был подписан Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе».
В 2007 году была принята Военная доктрина Республики Казахстан. Вместе с тем многие ее положения стали неактуальными в последующие годы, так как ситуация в Казахстане и вокруг него коренным образом изменилась. Возникли новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе и создающие угрозу национальной безопасности. Существующие и потенциальные очаги военных конфликтов в непосредственной близости от границ государства, вероятность проникновения на территорию страны вооруженных формирований экстремистов и международных террористов, появление в регионе новых ядерных государств – все это вызывало необходимость адаптации военной политики, военной организации нашего государства к изменившимся реалиям.
Исходя из условий стратегической, военно-политической обстановки, в 2011 году Президентом Республики Казахстан была утверждена четвертая по счету военная доктрина, которая позволила скорректировать военную политику государства и адаптировать ее к изменениям в геополитическом окружении страны. Новая военная доктрина носит сугубо оборонительный характер и направлена на обеспечение военной безопасности Казахстана в современных условиях, в среднесрочной перспективе.
16 февраля 2012 года был принят Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих». Законом определяется статус военнослужащего, его права и обязанности с учетом ограничений и ответственности в зависимости от характера осуществляемой службы. Кроме того, была предложена новая система обеспечения жильем военнослужащих за счет государства.
С утверждением Стратегии развития Казахстана до 2030 года и Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан произошли качественные изменения. Приоритетное место было уделено региональной Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ее задача — поддержание условий для общего взаимодействия национальных Вооруженных Сил.
В целях развития военных отношений с НАТО Казахстан подписал рамочный документ «Партнерство во имя мира». Как подчеркивается в документе, сотрудничество Казахстана с НАТО осуществляется в духе сотрудничества, открытости в целях обеспечения контроля за Вооруженными Силами, подготовки воинских подразделений к миротворческим операциям под эгидой ООН и ОБСЕ.
В 2008 году на Илийском полигоне Аэромобильных войск ВС Республики Казахстан было проведено международное миротворческое учение «Степной орел-2008». В маневрах участвовали военнослужащие казахстанской армии, а также Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Для проведения совместных антитеррористических российско-казахстанских тактических учений «Взаимодействие-2008» с десантированием и боевой стрельбой привлекались воинские части и подразделения Воздушно-десантных войск, Аэромобильных войск, Сил воздушной обороны казахстанской армии общей численностью около 2000 военнослужащих.
30 августа 2009 г. в столице на площади у монумента «Қазақ елі» состоялся военный парад, впервые проведенный по случаю праздника Основного Закона страны. Армия обновленного Казахстана с каждым годом наращивает свою мощь, повышает боеготовность; продолжается поэтапный переход воинской службы на контрактную основу. Молодое поколение воинов-казахстанцев овладевает новой техникой и вооружениями для защиты границ и демократических завоеваний.
7 мая 2015 года в Астане прошел военный парад, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот парад министерство обороны объявило самым крупным в истории страны, поскольку в нем было задействовано в два раза больше личного состава и единиц военной техники, чем обычно. В нем приняло участие свыше 5 тысяч военнослужащих, были приглашены более 200 ветеранов.
В этом году, 7 мая в Астане, на площади «Қазақ елі», состоится военный парад, приуроченный 25-летию образования Вооруженных Сил Республики Казахстан. Парадные расчеты прибыли в Астану, это офицеры, военнослужащие по контракту, солдаты-срочники, женщины-военнослужащие, которые будут учувствовать в параде. Военная техника порадует горожан и гостей города.