Поражение Российской империи в Крымской войне в 1854-1856 гг. повлияло на отмену крепостного права и широкое распространение буржуазных отношений. Буржуазные реформы в 1864-1880 годах охватили и систему образования. Вместе с военной, политической и экономической экспансией Россия преследовала в Казахстане еще одну цель в осуществлении колонизации, которая возводилась в ранг задачи государственной важности – насильственное обрусение казахов, то есть превращение их в русских по языку, обычаям, вере.
Для достижения указанной цели предполагалось воздействовать на умы коренного населения, чтобы сделать из инородцев преданных людей в этой отдаленной окраине империи. Отсюда вытекали определенные выгоды. С одной стороны, для русского чиновника не возникало необходимости знать язык киргизов, их обычаи, традиции, к тому он и не утруждал себя в этом деле. С другой стороны, киргиз, научившись русскому языку, впервые получал «правильные сведения о русском государстве, о русском народе и распространяет полученные знания среди своих соплеменников».
Слабое распространение мусульманской религии в казахской степи и постепенное подчинение ее России повлияло и на систему образования. Первая казахская светская школа начала функционировать в 1841 г. в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Следующим учебным заведением для казахских детей стала семилетняя школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге. В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светская школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу успешно закончил И.Алтынсарин. В последней трети XIX века открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, школы первоначальной грамотности.
Этот период ознаменовался первым периодом в становлении российской системы образования в Казахстане.
Поводами для начало второго периода стали отмена крепостного права в России, буржуазные реформы и полное присоединение Казахстана к России.
5 июля 1865 года царь Александр ІІ подписал специальный закон. В этом документе особое внимание обращалось к двум вещам: во-первых, новое положение об управлении казахов, то есть реализация административной реформы 1867-1868 гг. Во-вторых, русификация и проведение мер по вхождению в православие.
Основные направления образования в Казахстане были определены во «Временном положении об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей». «Временные положения» об управлении областями Казахстана определяли главные направления политики просвещения. Для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств.
Для открытия при мечетях мектебов представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Счета, открываемые по просьбам мулл, покрывались казахскими шаруа. Казахским шаруа за небольшую плату было разрешено отдавать своих детей на учебу в школы в казачьих станицах и в русских деревнях. Но в деле обучения казахских детей в школах правительство преследовало не только образовательные цели. Оно пыталось ограничить получение детьми образования в мектебах и медресе. Эти меры, предпринятые царским правительством, были одним из проявлений борьбы против распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане. «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» Оренбургского губернатора Крыжановского (1867 г.) являют собой пример административного давления по ограничению числа исламских школ.
Говоря о проблеме поднятия уровня грамотности в Уральской и Тургайской областях, Н.Крыжановский в письме министру народного просвещения 11 декабря 1879 г. считал нужным открытие специального учебного заведения по подготовке учителей для казахских мектебов. Закончивших учебное заведение предлагалось назначать аульными старшинами, делопроизводителями волостных управителей и даже муллами.
Первая казахская учительская школа открылась в г. Орске Оренбургской губернии. Ускорило решение этого дела назначение Ыбырая Алтынсарина инспектором школ Тургайской области.
В конце XIX столетия в Казахстане сложилась следующая система просвещения. Начальные учебные заведения: приходские школы, прогимназии (гимназии с неполными классами), смешанные русско-казахские, аульные школы и школы грамотности. Средние учебные заведения: реальные училища, женские и мужские гимназии. К ним были приравнены учительские семинарии. Учебные заведения со специальной подготовкой: казахские учительские школы, сельскохозяйственные, фельдшерские школы, Тургайская ремесленная школа, Уральская специальная школа по подготовке учеников для ремесленного промысла, Омс-188 кое механико-техническое училище, Гурьевская школа по обучению мореплаванию и другие, с различным материальным оснащением, учебные заведения. Открытые в 1872 г. в Омске и в 1879 г. в Ташкенте учительские институты по организации учебного процесса были отнесены к средним учебным заведениям России.
К концу XIX в. в крае насчитывались две 8-классные мужские гимназии, две 7-классные женские гимназии, 8-классная военная гимназия в Верном, 6-, 7- и 8- классная мужская гимназии Уральского реального училища, 4-классная мужская и 5-классная женская гимназии в Семипалатинске. Наряду с ними в Казахстане действовали церковно-приходские школы, воскресные школы грамотности. В ряду сложившихся учебных заведений следует также назвать мектебы и медресе.
В мектебах, сложившихся во второй половине XIX в., обучение было приближено к системе общероссийского обучения в учебных заведениях. Правительство проявляло заинтересованность в распространении системы образования центральных районов на национальные регионы империи, и свидетельство тому — специальные правительственные распоряжения.
В Тургайской и Уральской областях учебные заведения с казахским и другими языками обучения были подчинены Оренбургскому учебному округу. В Акмолинской и Семипалатинской областях учебные заведения подчинялись Западно-Сибирскому, в Семиреченской и Сырдарьинской областях — Туркестанскому учебному округу. Упорядочение изменений в учебных заведениях различного характера осуществляла специальная канцелярия в Томске.
Постепенный рост численности населения уйгуров и дунган, переехавших из Синьцзяна в Семиречье, преобладание казахов, по сравнению с другими районами, на юге Казахстана вызвали необходимость открытия русско-казахских школ. В связи с этим в ходе постановки учебного дела в школах разных звеньев было взято направление на образование казахской молодежи на основе традиционного арабского письма.
Первый генерал-губернатор Туркестанского края фон Кауфман в своем письме от 8 ноября 1880 года министру народного просвещения предложил держать отдельно казахов от соседних народов, где ислам распространился глубоко, и провести скорейшую ассимиляцию посредством школ, обучающих на основе русского письма. Его предложение вскоре нашло поддержку со стороны царя.
Положение о переходе системы обучения тюркоязычных народов на русский алфавит принял сам царь Николай ІІ на собрании от 31 марта 1906 года. Но по причине осложнений политико-социального положения Российская империя побоялась сразу же вводить русский алфавит. В целях приучения инородцев было решено ограничиться применением русского алфавита в официальных документах и школьных учебниках. В 1870 году Министерство просвещения издало новый приказ. В этом законе предусматривалась миссионерская педагогическая система Ильминского, направленная на русификацию. Несмотря на шовинистическую, колониальную политику царского правительства в системе образования в Казахстане произошли существенный изменения. Вследствие буржуазных реформ 60-80 гг. ХІХ века и после революции 1905-1907 гг. открытие школ среди инородцев продолжилось с новым темпом. По результатам всероссийской переписи в Казахстане обучались 28814 учеников в 84 медресе работали 134 преподавателей. А число школ ликвидации неграмотности достигло 1446. Также количество государственных русско-казахских школ в Казахстане достигало 350. Русско-казахские школы широко распространились в Оренбургском округе. В 1890 году здесь обучались 8 236 казахских детей в 250 русско-казахских школ.
ДАУЛЕТ ИЗТЕЛЕУ
Перевод: Гульнур Сериккызы
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)