Республика изменила подходы к планированию стратегического развития, уделяя внимание формированию основ сбалансированного устойчивого развития человеческого капитала. Сложившаяся структура экономики позволила обеспечить положительную динамику экономического роста страны в течение последних докризисных лет (до 2008 года); создать условия для вхождения в глобальную экономику и равноправного участия в ряде международных организаций; создать финансовые резервы. Уже к 2009 году Казахстан оказался в «группе прорыва стран с положительными темпами роста».
В республике было создано свыше 400 тыс рабочих мест, валовые международные резервы и активы Национального фонда возросли за нулевые годы более чем в 25 раз. Сложившаяся модель экономического развития в конечном счете стала основой для проведения экономических реформ последующего десятилетия. К концу первого десятилетия ХХI века Казахстан, находящейся в преддверии нового экономического цикла направил свои ресурсы на формирование условий сбалансированного социально-экономического и человеческого развития, решение задач индустриализации и модернизации экономики, повышение эффективности использования природных ресурсов и потенциально конкурентоспособных отраслей экономики. Макроэкономическая стабилизация заложила прочный фундамент для реализации приоритетных направлений форсированного индустриально-инновационного развития. Складывающееся положение, характеризуемое показателями роста ВВП, уровня инфляции, динамики международных денежных резервов и т.д., отражает качество экономического развития, и обусловливает направления развития социальной сферы.
В 2011 году рост реального ВВП составил 7,5%, розничный товарооборот увеличился на 12,5%, реальный рост государственных расходов составил 11%, при этом реальный рост расходов домашних хозяйств – 10,96%. Основной особенностью последующего десятилетия для Казахстана становится системная и структурная перестройка экономики на основе принятых стратегических программ, а также пятилетнего плана форсированного индустриально инновационного развития 2010-2014 годы. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ГП ФИИР) и Карта индустриализации взяли курс на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение конкурентоспособности. В 2011 году в несырьевой сектор экономики республики было дополнительно привлечено около $2 млрд иностранных инвестиций, что позволило обеспечить ввод в действие десятков объектов индустриальной программы, инфраструктуры и совместных предприятий. Комплексным показателем эффективности ГП ФИИР является производительность труда. В этом направлении программа «Дорожная карта бизнеса-2020» направлена на стимулирование национального предпринимательства и деловой активности в фазе посткризисного развития.
Программа нацелена на реализацию задач по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортоориентированных производств. Все направления решают в комплексе задачу обеспечения устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, сохранение действующих и создание новых рабочих мест. В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2011 года «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» планировалось освоить 162 проекта общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге (или более 40% от ВВП страны), что позволяло создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест. К концу 2013 года Карта индустриализации с учетом актуализации включала 872 проекта на сумму более 11,5 трлн тенге с созданием более 228 тыс рабочих мест на период строительства и 192 тыс рабочих мест на период эксплуатации. Индустриальные проекты, в первую очередь, были реализованы в таких приоритетных отраслях, как, агропромышленный комплекс, стройиндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. В результате индустриально-инновационного развития наметился устойчивый рост обрабатывающей промышленности.
Впервые в Казахстане создано производство электрических модулей, появилась новая отрасль – транспортное машиностроение. В рамках первой пятилетки созданы автомобиле- и авиастроение, производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. За время с начала реализации программы ГП ФИИР значительно выросли показатели добывающей промышленности. С 2008 года увеличилось производство нефте-газоперерабатывающего оборудования в 5,1 раза, нефтепромыслового – в 3,2, сельхозтехники – в 2 раза. Производительность труда за 4 года возросла в 1,4 раза: с $38 тыс до $50 тыс на одного работника. Положительную оценку происходящим процессам в экономике дал эксперт, экономист Михаил Хазин, отметивший что, «Казахстан ведет крайне адекватную экономическую политику. В республике идет активная индустриализация, благодаря которой экономическая ситуация в Казахстане даже в кризисные годы будет стабильной». Такую же точку зрения высказал и советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции академик РАН Сергей Глазьев. По словам ученого, модель экономического развития Казахстана отличается сочетанием либеральной макроэкономической среды с усилиями государства взять на себя ответственность за вопросы стратегического развития: «... Казахстан следит за выполнением Плана стратегического развития страны до 2020 года и, соответственно, пытается направлять деятельность инвесторов на развитие индустриализации, выделять приоритеты и создавать для этого соответствующие льготные условия. Наличие такого плана и дисциплина его исполнения оказались очень важной стимулирующей мерой для сохранения и подъема экономической активности в Казахстане и в целом, вполне успешной реализации индустриальной программы несмотря не некоторые сложности первых этапов». Несмотря на положительные мнения экспертов, аналитиков, политических деятелей имелись просчеты в реализации первого этапа ГП ФИИР.
Об этом публично заявляли как специалисты, так и политики. В одном из интервью директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Е.Хасенбеков назвал причину плохого исполнения отдельных проектов. По его мнению, она лежит в совокупности факторов, где основная проблема – их недостаточная проработка. Вопрос ответственности он переводит в региональную плоскость, в том числе вина ложилась и на слабую межведомственную, межотраслевую координацию, на отсутствие необходимого уровня квалификации технических и инженерных кадров, некачественную систему мониторинга и т.д. Достаточно сжатый и емкий анализ состоянию выполнения ГП ФИИР дает экономист О.Худайбергенов, резюмировавший как ее плюсы, так и минусы. Отмечая масштабность документа, исполнение которого отслеживается Агентством по статистике по количеству показателей и степени их конкретизации, О.Худайбергеновым были указаны три слабых места в осуществлении 1 этапа ГП ФИИР: первое – это общестрановая ситуация с коррупцией, с препонами на местах, особенно по проектам, где есть иностранные инвесторы; второе – упор на выпуск промышленной продукции, в ущерб потребительским проектам. «Население поверит в индустриализацию тогда, когда будет есть казахстанское, надевать казахстанское и пользоваться дома тем, что произведено в Казахстане. Но этот минус можно и нужно исправить в ГП ФИИР»; третье – это слабое финансирование. Обещанные ежегодно 1,2 триллионов тенге из бюджета на индустриализацию превратились в 30-40 млрд тенге по факту. Более того,
Нацбанк отстранился от ГП ФИИР, не обеспечив инвестпроекты долгосрочным финансированием по низким ставкам. Во всех властных структурах шло обсуждение как положительных, так и слабых сторонах программы и ее реализации. Подводя итоги первого этапа реализации ГП ФИИР, депутаты Мажилиса Парламента отмечали недостатки в реализации программы. Так, депутат Г.Карагусова, в своем выступлении отметила, что на реализацию первого этапа программы ГП ФИИР было потрачено немало бюджетных средств в том числе и средств инвесторов, а экономический эффект за 5 лет реализации Казахстаном ГП ФИИР неизвестен. Этой же проблеме был посвящен и депутатский запрос от парламентской фракции «Ак жол» на имя Премьер-министра, в котором вскрывался ряд проблемных моментов, допущенных во время реализации первого этапа ФИИР.
В декабре 2012 года Президент Казахстана в новой стратегии «Казахстан-2050» определил новые цели и задачи, среди которых особое место было отведено реализации ГП ФИИР. Уже 23 января 2013 года Президент на совещании по итогам работы Правительства за 2012 год подверг жесткой критике ход реализации ГП ФИИР. «В 2012 году на строительство арендного жилья из республиканского бюджета было выделено более 17 миллиардов тенге. Сумма неосвоенных акиматами средств составила почти 2,5 миллиарда тенге. Что получается? Есть деньги, но их не осваивают. Почему так происходит?». На совещании Глава государства дал ряд поручений Правительству по разработке проекта Второй пятилетки (2 этап) форсированного индустриально-инновационного развития на 2016-2019 годы.
Среди поставленных Президентом задач одним из приоритетных направлений был выделен тренд инновационной индустриализации. Для 2 этапа ограничивалось число приоритетов индустриализации. Традиционная добывающая отрасль сохраняла конкурентное преимущество перед которой ставились задачи разработки новых подходов в управлении, добыче и переработке углеводородов, с сохранением экспортного потенциала нефтегазового сектора. Поддерживалось наращивание разработок редкоземельных металлов, учитывая их значимость для наукоемких отраслей - электроники, лазерной техники, коммуникационного и медицинского оборудования. Президент поручил Правительству совместить план второй пятилетки индустриализации с Дорожной картой «Бизнес–2020».
Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей рекомендовалось создать эффективные механизмы методической помощи начинающим бизнесменам. В рамках 1 этапа ГП ФИИР на апрель 2014 года запущено 800 предприятий, выделено 700 миллиардов тенге, обеспечено работой 150 тысяч человек. Благодаря реализации программы, аналогов которой на постсоветском пространстве нет, удалось во время кризиса сохранить не только рабочие места, но и создать новые. Ошибки, допущенные в ходе реализации первой пятилетки (1 этап) ГП ФИИР корректируют планы второго этапа, принципы финансирования. Так, планируется, что 80% средств будут направлены на приоритетные секторы, а остальные 20% – на остальные при соответствии ряду условий. 1 августа 2014 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ об утверждении государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.
Программа была разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами стратегии «Казахстан-2050» и концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, является логическим продолжением госпрограммы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы. Основной целью программы является стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.
Таким образом, реализация второго этапа программы позволит в 2019 году достичь прироста объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43% к уровню 2012 года; роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза; роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении; роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза; снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15 %; роста занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.
Сегодня есть все основания надеяться, что второй этап ГП ФИИР сможет избежать проблем первого этапа.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)