Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости в богатой семье рода кипчак, который относился к Среднему жузу. У него рано умерли родители, и поэтому воспитанием занимался его дед Балгожа. Бий Балгожа Джанбурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. Узнав об открытии в Оренбурге при пограничной комиссии специальной школы для обучения казахских детей (целью которой была, подготовка писарей и переводчиков), Джанбурчин ходатайствует с просьбой принять в школу его девятилетнего внука Ибрая.
1 августа 1850 года он в числе одиннадцати других казахских мальчиков был признан доктором Майделем годным к обучению. В школе Ибрай учился очень хорошо, учителя отмечали его любознательность и прилежание. До окончания семилетнего обучения он получает похвальный лист за успехи в учебе. После чего работает у своего деда Балгожи Джанбурчина писарем, а с 1859 года в Оренбургском областном правлении – младшим толмачем (переводчиком).
В 1864 году благодаря настойчивости оренбургских учителей в п. Тургай открылась первая начальная школа для прилинейных киргизов Оренбурга. В ней и начал свою педагогическую деятельность И. Алтынсарин. Ибрай известен как писатель, ученый, этнограф. Перу Алтынсарина принадлежат «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства». Эти работы были опубликованы в «Записках, Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества», членом-сотрудником которого Алтынсарин был избран в 1874 году.
На должность инспектора И. Алтынсарин был назначен в 1879 году. Тургайская область в то время делилась на четыре уезда: Илецкий, Иргизский, Тургайский и Николаевский. Во время десятилетнего пребывания инспектором И. Алтынсарин способствовал открытию в Тургайской области четырех двухклассных центральных русско-киргизских училищ, одного ремесленного училища, пяти волостных школ, двух училищ для детей русских поселян.
С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Так, благодаря его стараниям в г. Иргизе открылась специальная школа для казахских девочек с интернатом. В числе учебных заведений, основанных великим просветителем, была и «первая двухклассная русско-киргизская школа» г. Кустаная, которая открылась в 1884 году, а до этого времени находилась в г. Троицке. «Троицкая школа теперь окончательно встала на ноги, дела идут отлично.., а между тем для нее строится в Николаевске новое здание, куда к началу будущего учебного года она будет переведена», - пишет он В.В. Катаринскому. Впоследствии школа претерпела ряд преобразований. Например, после революции она называлась школой-коммуной, а затем школа-интернат им. И. Алтынсарина. Здание школы того времени не сохранилось.
Умер 17 июля (29 июля) 1889 года, похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. В «Оренбургском листке» от 30 июля 1889 года Алтынсарин был назван «первым апостолом среди киргиз, вносившим свет цивилизации европейской и любви к России в среду темных номадов своего племени». В некрологе сообщалось: «В г. Кустанае Тургайской области 17 сего июля после продолжительной и тяжелой болезни (воспаление легких) скончался первый инспектор народных училищ Тургайской области И. Алтынсарин, или, как он любил называться, Иван Алексеевич Алтынсарин: 52 лет. Это очень тяжелая потеря для области и для русского дела в киргизской степи».
Стоит отметить, что Алтынсарин находился в дружеских, уважительных отношениях с редактором газеты. Поэтому материалы Алтынсарина часто находили место на страницах газеты. В «Оренбургском листке» первые материалы Алтынсарина были о российском казачестве, скопом поселявшемся на исконно казахских землях, о сокращении пастбищ у скотоводов, а вот джут 1879-1880 г. сильно огорчил его.
Немало было сделано им по сбору, систематизации и публикации образцов казахского устного творчества. Таким известным произведениям Алтынсарина, как «Сатимир-хан», «Сын бая и сын бедняка», «Избасты», послужили сюжетной основой народные легенды, былины, сказки. Алтынсарин собирал материалы и по истории Казахстана, вошедшие в его книгу «Мактубат» («Хрестоматия»). Вторая часть его детища - «Киргизской хрестоматии» - должна была включить разделы по географии, истории, техническим предметам, но не вышла в свет ввиду смерти автора.
Педагогические идеи, проблемы, поднятые Алтынсариным в педагогических трудах, прочно вошли в антологию педагогической мысли Казахстана.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)