Прием в ООН открыт для всех других государств, которые, как указано в статье Устава, могут и желают выполнять определенные обязательства.
С возникновением новых государств растет число членов ООН. В таблице представлен рост государств-членов ООН по годам, начиная с 1990 года, принятия Декларации о суверенитете Казахской ССР.
Что же касается Казахстана, то начало этому цивилизованному процессу способствовало решение V Съезда народных депутатов СССР, где говорится: «Поддержать стремление республик к признанию их субъектами международного права и рассмотрению вопроса об их членстве в ООН» (Постановление от 5 сентября 1991 года «О мерах, вытекающих из совместного заявления президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного совета СССР» // Правда. 1991. 6 сентября).
Руководствуясь постановлением этого Съезда, стали членами ООН в 1991 году республики Прибалтики (Латвия, Литва и Эстония). Обратилась с просьбой о приеме в это международное сообщество Республика Армения.
В газете «Известия» от 3 октября 1991 года Министр иностранных дел РСФСР А. Козырев в беседе с политическим обозревателем «Известий» заявил, что Россия также собирается направить заявку о членстве в ООН и открыть посольства в тех странах, с которыми она связана соответствующими международными соглашениями.
Украина, как член ООН, высказалась за проведение самостоятельной внешней политики.
Газета «Казахстанская правда» за 1991 год раскрывает позицию аспиранта Дипломатической академии МИД СССР Б. Жумаханова на этот процесс.
В 1991 году для всех суверенных государств (республик), в том числе и автономных, было характерно стремление забраться «под крышу» этой весьма представительной международной организации.
По мнению Б. Жумаханова, Казахстан, как суверенное государство, может и должен стать в конечном счете полноправным членом ООН. Чем в первую очередь продиктованы тут интересы Казахстана? Прежде всего, основополагающими требованиями международного права. Это, в частности, принцип полноты государственного суверенитета, который в международном праве зиждется на верховенстве законодательной, исполнительной и судебной власти на территории данного государства, исключающем всякую иностранную власть. Основополагающим также является неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия на ограничение своего суверенитета (как правило, на основе взаимности). В принципе же суверенитет государства должен быть полным и исключительным.
В числе таких требований и принцип суверенного права распространять свою власть на ответы и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей национальной территории, но и за ее пределами.
Важны принципы и нормы международного права — этой особой системы правовых норм, не входящих в какую-либо национальную систему права и не включающих нормы национального права. Международное право составляют такие общепризнанные условия, как уважение государственного суверенитета; суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела; неприкосновенность и целостность государственной территории; добросовестное выполнение международных обязательств, без которых невозможны нормальные взаимоотношения и сотрудничество государств.
Большое значение имеет и международное экономическое право, соблюдение которого дало бы Казахстану возможность развивать взаимовыгодные и надежные экономические отношения со всеми государствами мира, независимо от их политического строя. Как подчеркнул Б. Жумаханов, это международное экономическое право позволяет установить юрисдикцию Казахстана над его национальными богатствами.
Что надо сделать, чтобы Казахстан стал членом ООН, задается очередным вопросом будущий дипломат?
Верховный Совет республики должен принять «Закон о членстве Казахской ССР в ООН», а Президент республики на его основе – обратиться в Генеральную Ассамблею о принятии Казахстана в ООН. При этом должны соответствовать международным требованиям Конституция, Гимн, Герб и Флаг республики, которые бы вобрали в себя все национальные и общечеловеческие ценности.
Прием Казахстана в члены ООН, как и других государств, проводится Генеральной Ассамблеей большинством в две трети голосов по рекомендации Совета Безопасности, принимаемой с соблюдением принципа единогласия его постоянных членов.
Особый вопрос – это членские взносы. Вероятно, что богатства и национальный доход Казахстана полностью позволят решать этот вопрос положительно.
В связи с этим необходимо уже сейчас готовить представителей Казахстана для всех главных органов ООН, включая Генеральную Ассамблею н Совет Безопасности, поскольку на смену СССР приходят суверенные государства. Можно говорить и о создании в Алма-Ате Восточного отделения ООН, как Европейского в Женеве и Вене, поскольку Казахстан в экономическом, экологическом, ядерном и национальном вопросах представляет особый интерес для всего мирового сообщества. Надо, конечно же, уже сейчас позаботиться о дипломатическом корпусе, который находился бы в Алма-Ате. (Дипломатический корпус – это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, которые будут аккредитованы Казахстане).
В дни работы 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке интерес ее участников к событиям в нашей стране, преобразующейся в Союз суверенных государств, был огромен как никогда. В составе советской делегации на сессии принимал участие заместитель министра иностранных дел Казахской ССР Сайлау Батырша-улы. В качестве представителя Казахской ССР он выразил намерение всесторонне изучить механизм работы ООН, деятельность Генеральной Ассамблеи, ее комитетов и комиссий, встретиться с ответственными сотрудниками Секретариата ООН. Так как после решения Съезда народных депутатов СССР о поддержке стремления республик вступить в ООН, эта организация интересовала Казахстан все больше и больше. Планировалось изучить процессуальные вопросы приема государств в члены организации. Кстати, эта работа велась совместно с представителями МИД Кыргызстана н Таджикистана, которые тоже находились на сессии.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ