Глобальные изменения, произошедшие в казахстанском обществе в конце прошлого столетия, заставляют углубленно рассмотреть проблему городов в разрезе исторического дискурса Казахстана. В особенности это касается крупных городских поселений столичного статуса, которые являются центрами цивилизационных структур и развиваются в рамках своего исторического времени, имея общее и особенное. Опыт прошлого показывает, что города могут создавать свои «каналы» исторического времени, которые, примечательно, нередко оказываются «длиннее» истории государств. [3]
Движение исторического времени города Астаны архаизировалось в условиях объективных траекторий разлома цивилизационных структур, которые характеризуются с одной стороны распадом СССР и созданием суверенитетного пространства государств Центральной Азии, а с другой стороны всплеском ренессанса — этнического, историко — культурного, религиозного, национального потенциала этносов, когда — то объединенных в наднациональную общность «советский народ». Историческое время города отодвинулось назад (архаизация), что позволило выявить ученым более древние слои возникновения городского поселения и дать объективную оценку урбанизированности территории северной части Казахстана.
Так, история Астаны датируется с позиций нового исторического времени эпохой бронзы.
Одним из главных исторических объектов, находящихся в черте города, является городище Бозок — памятник, функционировавший начиная с эпохи раннего Средневековья (VII—VIII вв.). Бозок был политическим и духовным центром Сары-Арки, особый расцвет падает на период Кыпчакского ханства и Золотой Орды, когда появилась инфраструктура города в виде домов, юрт, мавзолеев, минарет, фрагменты ирригационных сооружений.
Несмотря на то, что Астана располагается в северной части Казахстана, ее территория являлась важным экономическим кластером кочевой экономики, связанной с пересечением караванных путей, на стыке Азии и Европы, издревле привлекавших жителей степи.
В середине первого тысячелетия до нашей эры через эти степи пролегал так называемый Великий Шелковый путь, упоминаемый древнегреческим историком Геродотом. Следующий этап исторического времени развития Астаны связан с 1830 годом, когда в урочище Карауткуль было начато строительство крепости Акмола. В 1832 году на берегу реки Ишим в урочище Караоткель был основан Акмолинский внешний округ. Как и многие города XIX века история Астаны была связана с процессом российской колонизации Казахстана.
Российская империя, проводя политику «фронтира» то есть расширения государственной границы, планомерно, «step by step» «шаг за шагом», расширяла территорию империи за счет новых приобретений, строительства буферных и опорных зон в виде крепостей — городов, военных укрепленных линий, форпостов, приказов и т. д. Тогда число жителей крепости насчитывало лишь 313 человек.
Необходимо отметить, что экономический ресурс города развивался и был связан в то время с ярмарочной торговлей и промышленностью. Здесь продавалось большое количество скота, а также молочных товаров. В город активно мигрировало купечество из Средней Азии, Сибири, Урала. Колониальные практики в историческом развитии города Астаны характерны как для периода Российской империи, когда заштатный провинциальный город Акмолинск служил местом ссылки революционеров так и в советский период в условиях тоталитарного режима 20–30 годов XX века — жертв политических репрессий.
В историческом дискурсе советской власти город Акмолинск был включен в систему коммунистической идеологии и политизации всех сторон жизни общества, от насаждения единых советских стандартов в инфраструктуре, культуре до этнических процессов — «советский народ», что отразилось во внедрении экономической стратегии 50 — годов XX века — освоения целины. Сущность этой стратегии отражена и в самом переименовании названия города Акмолинск в Целиноград (1961 год), когда он стал центром освоения целины, а также в изменении этнической картины, увеличению численности русского этноса и снижению удельного веса казахского этноса.
Как отмечает Забирова А.Т., наибольшее влияние на формирование населения Акмолинска оказало освоение целинных и залежных земель, поскольку вызвало всплеск миграционной активности в 1954—1956 гг. В этот период в Казахстан прибыло 640 тысяч человек, что составляло 45,3% сельского населения Целинного края. [2]
Численность населения по отдельным этносам современного города Астаны [4]
Таблица 1.1
Этносы |
1989 год |
1999 год |
2007 год |
2012 год |
Все население |
Удельный вес в % |
Удельный вес в % |
Удельный вес в % |
Удельный вес в % |
Казахи |
17,7 |
40,8 |
60,1 |
72,8 |
Русские |
54,1 |
39,6 |
27,6 |
17,4 |
Другие этносы |
28,2 |
5,5 |
3,3 |
9,8 |
Все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
Как показывает таблица 1.1, эволюция этнического ресурса Астаны трансформируется в историческом дискурсе от дисбаланса в этнической структуре населения, когда на своей этнической территории казахский этнос представлял этническое меньшинство до процесса доминирования в условиях суверенитета республики и роста этнической самоидентификации казахов. [1]
На современном этапе исторический дискурс города Астаны формируется на национальной идентичности казахского этноса и связан с историческим событием переносом столицы в северную часть Казахстана. Указом Президента РК от 20 октября 1997 года город Акмола с 10 декабря 1997 года был объявлен столицей республики, с 6 мая 1998 года переименована в город Астану. При этом Астана была определена этноидентификационным центром, направленным на решение системных этнополитических и этноэкономических стратегий государства.
Стратегии были направлены на решение дисбаланса в этнической структуре населения, которая касалась северной части республики, где исторически сформировалась русскоязычная этническая среда в отличие от южной части Казахстана. Восстановление этнического ресурса казахского этноса происходило за счет интенсивной миграционного оттока русских, украинцев, немцев на протяжении 1990-х годов. а также стимулирования миграционного потока казахского населения из трудоизбыточных южных областей в столицу, где активно развивались все кластеры экономики — промышленность, строительство, сфера обслуживания, малого, среднего, крупного бизнеса. Кроме того, перенос столицы был связан с национальной безопасностью страны, укреплением северных границ.
Таким образом, Астана на современном этапе синтезирует в себе этноидентификационный путь и современную глобализацию с урбанистическим футуризмом, чтобы попасть в будущее, нужно построить новый город (так называемый «город будущего» — футурополис) как канал будущего исторического времени. [3]
Индира Акылбаева, к.и.н., профессор Казахского Гуманитарно-Юридического университета
Литература
1. Демографический ежегодник города Астаны. — Астана, 2012. — С. 30.
2. Забирова А.Т Население Астаны. «Народонаселение» опубликована в энциклопедии «Астана». — Алматы, 2008.
3. Мельников Д.Н. К проблеме исторического времени города: Астана «между» прошлым и будущим. Сборник докладов международной научной конференции «Столицы и регионы: параметры взаимодействия. — Астана, 2010. — С. 280.
4. Садовская Е. Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы Алма-Ата, 2001. — С. 42 — 48. Источник: Краткие итоги переписи населения 1999 г. в Республике Казахстан. Стат. сб. Алматы, 1999. — С.113.