Закончив с золотой медалью среднюю школу в колхозе «Кызыл Енбек», сын ветеринарного фельдшера в 1953 г. поступает на философский факультет Казахского государственного университета. Проникнутый духом родной казахской культуры, он попадает в неизведанный мир философии, с большим увлечением изучает труды прославленных в веках мыслителей. Эта страстность, глубокая заинтересованность избранным делом определила жизненную судьбу Абдильдина. С блеском защитив сначала кандидатскую, а затем, в 1968 г. докторскую диссертации, Абдильдин быстро выдвигается в число самых известных философов тогдашнего Союза. Он формирует новое философское направление, которое, словно маленький саженец, вырастает в могучее дерево алматинскую философскую школу, заявившую о себе смелыми публикациями и выступлениями на международных форумах. Труды представителей школы вписываются в контекст мировой философской мысли. Сегодня хочется только напомнить, что все начиналось в годы хрущевской оттепели, в годы надежды.
В Алма-Ате, в Институте философии и права АН КазССР встретились молодые таланты: Жабайхан Абдильдин, Агын Касымжанов, Лев Науменко, Мамия Баканидзе, Абдумалик Нысанбаев, Герасим Югай. Это была воистину счастливая встреча. Их всех объединяла и вдохновляла прекрасная идея создать и разработать теорию диалектики, универсальный метод творческого, критического мышления. Надо было изучать труды Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, исследовать логику «Капитала», процесс умственного развития ребенка, историю науки и техники. Теория диалектики, по мысли молодых новаторов, должна была резюмировать всю историю материальной и духовной культуры человечества. Грандиозный замысел! Скоро, в 1963 г., молодые философы впервые выступили с коллективной книгой «Проблемы логики и диалектики познания», где обсуждали сложные и трудные проблемы соотношения формальной и диалектической логики, активности познающего субъекта, вопросы социально-исторической обусловленности познавательного процесса. Книга сделала их имена знаменитыми, привлекла внимание научной и философской общественности. Стало ясно: в Алма-Ате произошло событие рождения нового философского направления. В те времена господствующей идеологией был марксизм, причем в его искаженной, ортодоксальной форме. Считалось, что все основные истины уже высказаны классиками марксизма, и остается только неукоснительно следовать их авторитету, подкрепляя любой тезис бесконечными ссылками и цитатами. При этом совсем необязательным было чтение источников живая мысль Маркса искажалась в угоду букве. Казахстанские ученые отошли от догматического марксизма, поставили перед собой задачу заново философски осмыслить историко-культурный процесс. Они не отказывались от формальной логики. Но она описывала только готовый результат мышления. Теперь же речь шла о том, чтобы выразить сам процесс становления нового знания через противоречия, постановку проблем и поиски методов их разрешения. Это и есть теория диалектики или диалектическая логика. Чтобы разработать законы и принципы такого целостного фундаментального метода, надо было отказаться от принятого в азбучном марксизме пренебрежительного отношения к великим мыслителям прошлого Платону, Канту, аль-Фараби. Все они считались идеалистами и подвергались жесткой критике. Алматинцы отбросили идеологические штампы и великие мыслители стали раскрывать свои подлинные мысли. Коллектив казахстанских исследователей выдвинул в лидеры самого основательного, знающего, принципиального Жабайхана Абдильдина. Ключевой темой совместных размышлений исследовательской группы стала проблема исходного начала научно-теоретического познания. Самой весомой публикацией в серии книг на эту тему была признана первая монография Ж. Абдильдина «Проблема начала в теоретическом познании» (1968). В ней молодой философ разработал в совершенно новом ключе извечную философскую проблему: в чем искать единое начало мира и как из единого возникает многое. Абдильдин рассмотрел многоразличные философские позиции. Начиная с учения древнегреческого мудреца Фалеса, он проследовал к конкретному диалектическому пониманию начала в трудах Канта и Гегеля, а затем представил философское обоснование конкретно всеобщего понятия материи. Но главное, что его тогда волновало прояснить, каким образом начало определяет пути теоретического научного познания. Как писал Абдильдин, «…теоретическое постижение реально осуществимо в том случае, когда многообразие единичностей сводится к всеобщему основанию и когда единичности постигаются как модификация, форма проявления этой основы». В книге были определены критерии и принципы обоснования начала, осуществлен категориальный анализ начала в самых развитых физических теориях, теории относительности и квантовой механике. Работа Абдильдина, насыщенная глубокими философскими размышлениями, согретая теплом молодого таланта, написанная на одном дыхании, стала сегодня классикой казахстанской и мировой философии и вошла в первый том недавно вышедшего его десятитомника. Деятельность исследовательской группы, глубина и теоретическая масштабность, а, главное отторжение от идеологических догм требовали гражданской смелости и ответственности. Формирующаяся Алма-Атинская школа философии стала форпостом грядущих социально-экономических и духовно-нравственных перемен. Именно в книгах по диалектической логике высказывались такие идеи и мысли, которые способствовали формированию критического настроя в обществе, создавали атмосферу интеллектуальной свободы и духовной независимости. Ведь в диалектике молодые ученые видели непреодолимую власть, перед которой ничто не может устоять, сколь бы обеспеченным и прочным оно себя не мнило. Диалектическое, любил повторять Абдильдин слова Гегеля, «…является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности». Столь дерзновенные идеи не были безопасными. Посыпались доносы в высшие партийные инстанции, обвинения в идеализме и в измене марксизму-ленинизму. Потребовалось мужество, чтобы отстоять дело своей жизни, открывающее перспективы и горизонты духовной независимости родного Казахстана. В ряды представителей этой школы вливались новые силы. Большую исследовательскую работу вели А.А. Ивакин, Н.К. Мукитанов, М.С. Орынбеков, М.С. Сабитов, Г.Г. Соловьева, а позже к ним примкнули К.А. Абишев, В.И. Ротницкий, А.А. Хамидов, И.Е. Ергалиев, Н.К. Сейтахметов, С.Ю. Кол-чигин, А.Г. Косиченко, Р.К. Кадыржанов. Все они сосредоточились на исследовании законов и принципов теории диалектики, год за годом выпуская солидные монографии: «Принцип противоречия в современной науке», «Роль принципа конкретности в современной науке», «Роль категории «идея» в научном познании», «Соотношение содержательного и формального в научном познании» и другие. Их руководителем и неизменным соавтором был признанный лидер философской школы Жабайхан Абдильдин. В 1973 г. он совместно с А.Н. Нысанбаевым опубликовал солидную монографию «Диалектико-логические принципы построения теории», удостоенную первой Республиканской премии им. Ч. Валиханова, а совместно с А.С. Балгимбаевым книгу «Диалектика активности субъекта в научном познании». Казахстанцы были не одиноки. В Москве, Киеве, Тбилиси, Ростове у них были единомышленники, те, кто составлял когорту «шестидесятников», вносивших брожение в умы. Уже тогда невидимые нити накрепко связали философскую школу Абдильдина с российским центром духовной жизни, представленным именами Эвальда Ильенкова, Владислава Лекторского. В небольшой московской квартире Ильенкова решались судьбы диалектики, велись жаркие споры, рождались великие планы. Вместе со своими казахстанскими друзьями Ильенков успешно атаковал бастионы догматического марксизма, создавая теорию диалектики и целостного развития личности. И сегодня сохраняются и укрепляются давние творческие связи школы Абдильдина и московских исследователей, обогащающие русскую и казахскую культуры. Казахстанской школе удалось укрепить свои позиции, и, вопреки наветам и доносам, доказать свою научную состоятельность, значимость и перспективность. Алма-Ата становится одним из признанных в Союзе центров по разработке проблем теории диалектики. Именно здесь проводятся крупные форумы, Всесоюзные симпозиумы по актуальным проблемам диалектической логики как методологии современного научного познания (1968, 1977, 1990). На этих форумах собираются ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Ташкента, Ростова, Тбилиси, чтобы обсудить пути и способы создания теории диалектики как творческого метода теоретического осмысления и практического реформирования социальной действительности. Кроме того, алматинцы с успехом выступают на международных философских симпозиумах. Доклады Жабайхана Абдильдина на всемирных философских конгрессах (Вена, Варна, Монреаль, Москва, Брайтон, Стамбул) неизменно вызывали острый интерес аудитории, плодотворную научную полемику. Алма-Ата становилась философским городом, философским авторитетом. Пришло и заслуженное признание группа ученых во главе с Ж.М. Абдильдиным была удостоена Государственной премии Казахстана в области науки и техники за 1984 г. А впереди были новые вершины. Детальная, пристрастная проработка принципов и категорий диалектики подготовили ту почву, философскую территорию, с которой оказалось возможным совершить решающий прорыв к многотомной «Диалектической логике», ставшей воплощением юношеской мечты, казавшейся когда то такой несбыточной, такой недостижимой. Теория диалектики, Логика с большой буквы, выражающая принципы творческого, целостного мышления, о которой так бурно спорили некогда молодые умы, вот она, опредмеченная в четырех томах! Это не традиционная формальная логика, описывающая мышление в его языковой форме. Диалектическая логика исходит из принципиально иного толкования мышления. «Оно реально существует и проявляется не в одних лишь размышлениях и книгах, а во всех результатах человеческой духовно практической деятельности». Диалектическая логика, изучая всю совокупность материальной и духовной культуры человечества, исследует всеобщие универсальные формы мышления категории в их взаимосвязях и взаимопереходах. Четырехтомный труд «Диалектическая логика» стал программным для казахстанской философской школы, а Жабайхан Мубаракович вместе со своими учениками планировал вторжение на самые заветные философские территории, касавшиеся проблемы человеческой личности, ценностей человеческого бытия с позиций целостной универсальной теории мышления. Но в это время судьба преподнесла известному ученому щедрый дар и не только ему. Девяностые годы. Переломный момент в истории многих государств, обретение независимости, поиски новых моделей социально исторического развития, новых мировоззренческих парадигм и приоритетов, становление новой евразийской интегральной философии. В годы становления суверенного Казахстана Абдильдин со всей неутомимостью и жизненной энергией включается в процессы духовного обновления родной республики. Он опирается на силу и мощь диалектики, возглавляя Комиссию по изучению и обследованию памятников истории и культуры Казахстана, а также Комиссию по реабилитации незаслуженно репрессированных деятелей культуры Ш. Кудайбердиева, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, А. Байтурсынова, М. Дулатова. Ж.Абдильдин обосновывает концепцию казахского языка как государственного, способствует национально культурному возрождению республики. Абдильдин, оставаясь философом высочайшего ранга, становится сенатором. Отныне он, крупный политический деятель, ежечасно доказывает в политических дебатах и дискуссиях, на дипломатических раутах и приемах силу и аргументативность диалектического ума. Его выступления в Парламенте всегда встречаются с особым вниманием, его авторитет на международном уровне постоянно растет. Жабайхан Мубаракович убежден, что становление молодой независимой республики было подготовлено трудами казахстанской философской школы, разработавшей универсальный метод критического творческого мышления. А в переломные моменты истории, когда происходит радикальная смена мировоззренческой парадигмы, когда в движение приходят духовные силы, роль диалектики неизмеримо возрастает. Переход от тоталитарной системы к демократическому государству и гражданскому обществу открывает горизонты свободы критического мышления, творческого созидания новых социальных реалий и ценностей. Возникает множество объективных противоречий в экономике и политике, в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, разрешение которых требует обращения к универсальному методу диалектики. Но, как ни парадоксально, именно тогда, когда социально экономическое творчество потребовало использования методов диалектики, от нее предпочли отказаться прежде всего, в научных кругах. Диалектику отождествили с идеологией марксизма и, заклеймив марксизм, отбросили и универсальный метод критического творческого мышления. Жабайхан Мубаракович прилагает все усилия, чтобы отстоять философское дело своей жизни. Он вновь и вновь обращается к трудам Платона, Канта, Гегеля, аль-Фараби, чтобы доказать: диалектика есть неотъемлемый элемент философской культуры и может иметь множество исторических вариантов. Отождествление диалектики с догматическим марксизмом опасное заблуждение. В современной философии диалектика попрежнему остается на первых ролях. Достаточно вспомнить, что представители одного из влиятельнейших философских направлений, Франкфуртской школы, разработали новый тип рациональности негативную диалектику. Они настаивают на том, что концепция диалектики впервые обретает творческую критическую мощь, способствуя обновлению социальной реальности. Жабайхан Мубаракович вступает в диалоги с экзистенциальной диалектикой Ж.П. Сартра, который делает акцент на человеческой реальности, уникальности человеческого бытия, диалоге человека и Бога. Новую силу обретает диалектика в концепции герменевтики, где диалог, говорение, вопрошание признаются основными фигурами понимания и взаимопонимания. Особенно пристально изучает Жабайхан Мубаракович восточные типы диалектики, представленные, прежде всего, в трудах аль-Фараби, Абая и Шакарима. Казахское поэтическое философствование по своему духу, убежден он, диалогично, пронизано экзистенциальной диалектикой, творческим настроем. Под руководством Абдильдина в 2000 г. публикуется двухтомная «История диалектики». В рамках Государственной программы «Культурное наследие» (2004–2012 гг.) под научным руководством академика А.Н. Нысанбаева многие тома по профессиональной философии Казахстана впервые были переведены на казахской язык и опубликованы. Это было большим событием в культурной жизни независимого Казахстана. Научные результаты, полученные нами в течение пятидесяти лет, вошли в учебники и учебные пособия для средних школ и вузов. Такие темы, как диалектика и культура, диалектика и демократия, диалектика и политика академик Абдильдин считает ключевыми не только для теоретического познания, но и для укрепления духовной независимости и духовно нравственной безопасности Казахстана, для успешного продвижения Казахстана в мировое цивилизационное пространство. Он считает, что методология, разработанная в трудах Алма-Атинской школы, должна стать теоретической базой эффективного, научно обоснованного осуществления социальных программ, становления демократического государства и гражданского общества в Казахстане. Универсальный метод творческого критического мышления вот тот пока еще не использованный резерв, который может стимулировать развитие и процветание родной республики. Лауреат многих престижных премий, среди которых Президентская премия мира и духовного согласия (1995), Абдильдин остается диалектиком по стилю своей жизни типу мышления, способам и методам политической деятельности. Открытость, критичность, творческий заряд, устремленность к новому, способность ставить и разрешать сложнейшие проблемы, гражданская смелость и ответственность все это диалектика в жизни. Счастливая судьба выпала на долю Жабайхана Абдильдина. Мальчик из аула, взращенный на народных казахских традициях и обычаях, стал знаменитым философом, собеседником Платона и Канта, автором замечательных философских книг, прославленным педагогом, наставником, лидером известной философской школы. Прежде научная аудитория на всемирных конгрессах замирала от восторга, слушая философа из Казахстана. Ныне видные деятели науки и культуры восхищаются тем, что говорит академик Абдильдин, умеющий убедительно доказывать свою позицию, приводя неоспоримые аргументы, демонстрируя не только удивительную эрудицию, но и глубокий ум, талант общения и взаимопонимания. Единство философского образа мысли и философского образа жизни вот что определяет духовно нравственный облик Жабайхана Абдильдина в пору его восьмидесятилетия, возраста мудрости и подлинного счастья.